Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 26 ноября 2020 г.
Ни один вампир не пострадал
 В Рязанском ТЮЗе нашли чудодейственное лекарство против страха

Со времен третьего года обучения Гарри Поттера в Хогвартсе всем хорошо известно, что лучший способ побороть свой страх – это посмеяться над ним как следует. Так что если вас пугает история кровавого графа Цепеша из Трансильвании, если с наступлением ночи вы запасаетесь чесноком, а при встрече с новым знакомым на всякий случай проверяете, отражается ли он в зеркалах, значит, вам пора в Рязанский ТЮЗ. Здесь вас ждет «Очень страшная история» – ужасно веселая клоунада по мотивам романа Б. Стокера «Дракула». Чудодейственное средство против всех наших внутренних боггартов, а также против скуки, хандры и сплина.

Само имя знатного кровопийцы произносится в спектакле с ударением на второй слог: «ДракУла», «ДракУла», «ДракУла» – бормочут и пришепетывают непутевые слуги главного вурдалака. По созвучию сразу всплывает «акула». Как настоящий морской хищник граф курсирует по темным коридорам своего замка. Сутуловатый, на полусогнутых, с лохматым ирокезом на голове и оттопыренными локтями – он больше напоминает забавную летучую мышь, нежели грозного вампира. Ловишь на себе его насупленный взгляд и ощущаешь, как рот непроизвольно расплывается в улыбке!



«Очень страшная история» рассказана почти без слов: за все действие произносится не более десятка фраз. Но пластический язык пантомимы оказывается здесь гораздо выразительней и красноречивей. Представленный в клоунаде готический роман теряет весь свой мистический пафос. Белый клоунский грим, короткие брюки на подтяжках, широкие галстуки, длинноносые туфли – и обнажившему клыки вампиру уже хочется не загнать осиновый кол в сердце, а протянуть знаменитое «низ-зя»!



К слову, осиновый кол на сцене присутствует: об этом торжественно объявляют огромные надписи на деревянных досках в руках сурового Ван Хельсинга! Такими веселыми придумками наполнен весь спектакль. Дракула щеголяет в пижаме с нарисованным скелетом и аккуратно снимает тапочки при «входе» в гроб. Сам гроб пикает и устанавливается на сигнализацию. Уродливый горб на спине у Люси ловким движением руки превращается в соблазнительную грудь. Адвокат Харкер еле уворачивается от выплясывающих на нитях громадных скелетов-марионеток. Сам Дракула лихо исполняет страстное танго с Миной, закрученной в ковер. А эпическая финальная битва просто поражает размахом: литры святой воды и тонны чеснока, который мягкими шариками засыпает зрительный зал!



Образы гротескны и в каждом – пародия на реальный персонаж, ироничная насмешка над узнаваемыми деталями. Актеры, находя для каждого героя свой пластический рисунок, наделяют их личным обаянием. В роли графа Дракулы выступает Константин Зенков, судя по всему, уже ставший в Театре на Соборной главным специалистом по нечисти: также в арсенале Константина великолепно исполненная роль гоголевского Черта в спектакле «Ночь перед Рождеством». «Страшно смешная» вся актерская команда: Николай Ребров, Екатерина Волкова, Альбина Ожерельева, Илья Комаров, Дмитрий Немочин, Николай Шишкин, Роман Личутин.



Постановочную «рязанско-питерскую» группу: художник Александра Першай, художник по свету Георгий Горазеев, композитор Владимир Устинов, пластограф Станислав Дёмин – возглавляет режиссер Алексей СИНИЦИН



Алексей окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, актерско-режиссерский курс Бориса Евсеевич Уварова при театре «Лицедеи». И это название объясняет жанр спектакля (на сцене даже появляется огромная телефонная трубка – поклон великому «Асисяй»!). И хотя Вячеслав Полунин к тому времени уже оставил «Лицедеев» и отправился в свободное плавание, но, как рассказывает Алексей, ему повезло учиться у знаменитых полунинских сотоварищей: Леонида Лейкина, Анвара Либабова и др.

В театральный вуз Алексей Синицин пришел, как говорится, за вторым высшим. Шел осознанно, отдавая себе отчет в выборе новой профессии. Но и первое образование оказалось как нельзя кстати: будучи специалистом по Скандинавии, он смог легко (без языковых трудностей) учиться на курсах актерской техники и клоунады у иностранных мастеров Дании и США. Однако сегодня по роду своей профессиональной деятельности Алексей даже больше оказался связан с театром кукол. И это, как объясняет режиссер, вполне оправданно.

– После выпуска мы организовали в Санкт-Петербурге свой независимый театр – Малый театр кукол. На самом деле у клоунады и театра кукол много общего. Оба жанра предполагают большую степень нереального. Сейчас, наверное, такое время, когда обойтись без синтеза искусств невозможно. И это интересно, потому что такое соприкосновение жанров ведет к обоюдному обогащению. Что касается нашего спектакля, то мы даже больше ориентировались на комикс. Это выражается в визуальном решении: в спектакле используется плоский реквизит и работают всего три цвета. Получается такая черно-белая картинка с красной «кровушкой».

– Как придумывался спектакль? Сколько в нем заранее запланированных вещей, а сколько рождалось прямо на сцене?
– О, вот это самое классное! Мы довольно много времени потратили на тренинги. С артистами работал специалист по пантомиме из Санкт-Петербурга Станислав Демин. Серьезное внимание уделялось именно пластическому существованию на сцене. На репетиции у нас был всего лишь месяц. Честно сказать, для людей, которые не занимаются пантомимой профессионально, это очень малый срок. Но артисты довольно быстро освоились и, на мой взгляд, работают достаточно уверенно. Для меня было важно найти баланс между изначально придуманными ходами, тем, что предлагали сами актеры на репетициях, и тем, что может появиться в онлайн-режиме во время игры. Достаточно много моментов отдается «на откуп» артистам, и они могут импровизировать по ходу спектакля. Конечно, любая импровизация должна быть обдумана: надо в принципе понимать, куда и как может развиваться действие. Но все остальное артисты решают сами, исходя из ситуации. По большому счету от первоначальной идеи осталось только три задника и элементы декораций. Все остальное мы придумывали вместе с ребятами. Мне было важно, чтобы эта история стала их собственной, чтобы они пропустили ее через себя. На базовом уровне мы понимали, что это будет разговор о страхах и что мы будем много смеяться, преодолевая таким образом эти самые страхи. По ходу репетиций обнаружили, что свой страх есть у каждого актера. И они награждают ими своих героев, делая такой психологический перенос. Так что на самом деле за смешным спектаклем скрывается серьезная работа на личностном уровне.

– Вообще вампирская тема сейчас в тренде: бесконечные сериалы, саги, спин-оффы, сиквелы, сам роман «Дракула» пережил несколько экранизаций. Как думаете, почему такой «спрос» именно на вампиров?
– Вампирская тема – общемировая. И поскольку мы живем в эпоху глобализации, то порой «приятно» осознавать, что наши страхи разделяют люди по всей планете. Мы становимся понятней друг другу, находится нечто общее, объединяющее. С другой стороны, сейчас в принципе велик интерес к потустороннему. Чем проще реальный мир, тем больше хочется чего-то инфернального, непознанного. Мы видим, насколько доступно решаются сегодня бытовые проблемы. Практически все можно сделать за компьютером, не выходя из дома. Поэтому наша фантазия начинает работать совсем в другом направлении, искать то, что нельзя объяснить и постигнуть. И вампиры идеально для этого подходят. Кто они? Существуют ли? В любой момент может оказаться, что вампир где-то рядом. И вдруг окажется, что этот мир чуть сложнее, чем мы себе представляли.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА