Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 26 декабря 2013 г.
Чем год ушедший нас подставил?
Художник-педагог Александр БАБИЙ подводит непраздничные итоги-2013 и вспоминает о гнилушках, манкуртах и любви, творящей чудеса


1974 год. Александр Бабий (справа, с совой в руке) на творческой даче «Старая Ладога»
 
Как всегда, все то, от чего мы не сумели избавиться – это наши грехи, ошибки и слабости остаются при нас, а упущенные возможности канули в Лету. И как же хорошо, если все хорошее, пусть даже и самое малое, принесло кому-то пользу. Ради этого мы и живем!
 
Но каждого из нас честь обязывает не прятать грехи и «не делать хорошую мину при плохой игре».
 
На наших глазах исторический город гибнет. Нашу Рязань, уникальную в своей неповторимости, с брезгливостью капризной нимфетки вышвыривают из будущего. И делают это те рязанские архитекторы, для которых не было и нет ничего хорошего, кроме собственных проектов.
 
Привожу дословно текст, опубликованный в одной из рязанских газет 13 ноября 2013 года: «Знаете, я не разделяю этого, ставшего уже традиционным, НЫТЬЯ (выделено мной, – А.Б.) по поводу навсегда утраченных архитектурных ценностей. На мой взгляд, многое из того, что считалось памятниками, на самом деле таковыми не являлись. И если быть объективными, нельзя отрицать, что за последние годы в Рязани появилось немало вполне достойных зданий, которые, безусловно, украшают лицо нашего города…»
 
Признаться, на все многочисленные публикации о судьбе родной нам Рязани я давно ждал ответного слова рязанских архитекторов. Наконец, прозвучал этот голос. В нем дерзкий вызов не только в адрес многочисленных защитников рязанской истории, но это еще и плевок «исподтишка» в душу древнего русского города. Причем сделал его не заезжий сноб, а один из ведущих архитекторов нашего города. Следуя этическим правилам православия, имя оскорбителя не называю. Считаю его признание честным и искренним. 
 
То, что историческая часть современной Рязани представляет собой «скопище деревянной рухляди», для многих очевидная реальность. Когда-то первый секретарь рязанского обкома партии Н.С.Приезжев настоятельно требовал снести «эти гнилушки».
 
Все же не следует их осуждать, поскольку КУЛЬТУРА БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ лежит в иных плоскостях, для многих, к сожалению, недоступных.
 
Именно отсутствие любви и делает многие поступки профессионалов социально опасными. Что, собственно, и произошло с многоумным архитектором, посчитавшим нашу древнюю Рязань «и не памятником вовсе!».
 
К сожалению, он не один. В 2011 году группа Государственной Общественной Палаты во главе с Президентом Российской Академии архитектуры и строительных наук, ректором МАРХИ, членом центрального Совета ВООПИК А.П.Кудрявцевым, проехав по центральным улицам нашего города, сделала следующее заключение: «Ни в одном городе России нет такого чудовищного произвола со стороны архитекторов, как в Рязани. Мало того, что ими уничтожен исторический центр, но и город изуродован чудовищным новостроем». 
 
Тогда и было высказано рязанскому комитету культуры и туризма следующее предложение: «Передать список тех архитекторов, которые приложили свой талант к уничтожению исторического и архитектурного своеобразия Рязани, выстроенного по регулярному плану 18 века, для рассмотрения вопроса об отзыве их лицензий».
 
В Рязани 254 исторических объекта культуры находятся на государственной охране. Из них: 46 памятников – на федеральном учете, 193 – на региональном и 15 – на местном.
 
Следуя логике незадачливого рязанского «спеца от архитектуры», две с половиной сотни памятников нашего города поставлены на учет не специалистами, а полуграмотными лабазниками!
 
Не следует уничижать истинных патриотов Рязани, говоря о них, как о бездельниках и недоумках, которые «…сидят сложа руки». Ведь что сегодня происходит: многие памятники разрушаются буквально на глазах, а «защитники» исторического наследия готовы становиться под бульдозеры при любой попытке что-то с ними сделать. Но ничего конкретно они предложить не могут, перекладывают всю ответственность на власть. Конечно, необходим жесткий контроль за действиями инвесторов. Я уверен, что в этом случае все у нас получится. Это продолжение той «смелой» и не менее противоречивой статьи нашего продвинутого градостроителя, который делает вид, что ему неизвестно решение суда, заставившего не только снести новодел по адресу: ул.Ленина, 22, но и восстановить исчезнувшую постройку 19 века.
 
Ничего себе «защитники сидят сложа руки»! Настораживают симптомы Манкурта. Помните, уважаемые читатели, героя из романа «И больше века длится день», который был лишен  памяти, что позволило ему убить собственную мать? Не желаю я этого нашим градостроителям.
 
Так что же ради спасения родных исторических «гнилушек» следует сделать в новом году?
 
Главное, всем следует понять, что защитники исторической части Рязани требуют безукоризненного исполнения Закона РФ «Об охране памятников истории и культуры»! Всего лишь. 
 
Затем, оставив собственную гордыню, совместно со всеми общественными организациями, частными лицами, архитекторами, историками, краеведами и министерством культуры немедленно разработать комплексный план спасения сохранившихся остатков исторического центра. 
 
Можно, например, предложить Международному фонду А.И.Солженицына восстановить дом и усадьбу сестер Хвощинских, чтобы в дальнейшем разместить на этой усадьбе литературный музей. В его стенах поместить экспозицию, посвященную Солженицыну, который исторически уже связан с Рязанью. 
 
Впрочем, следует восстановить музей С.А.Есенина, открытый в 2004 году на улице Татарской. В собрание этого музея вошло несколько тысяч книг и предметов из личного собрания Ю.Н.Вобликова. Всего через пару лет музей был уничтожен. 
 
Есть, над чем задуматься всем, кому небезразлична дальнейшая судьба культуры.
 
Многое еще следует сделать для возрождения утраченного имиджа города, как города подлинной, но не бутафорской культуры. Для этого следует, прежде всего, пробудить в каждом (!) искреннюю любовь к нашей родной истории и культуре.
 
Следует понять, что именно любовь творит чудеса. Приведенная фотография – подлинный документ истинного чуда, когда в январский день 1974 года ко мне прямо в руки слетела неясыть! Это был ее второй прилет. Первый был накануне. Ясным днем на дороге, идущей вдоль заснеженного берега Волхова, огромная сова слетела к моим ногам!
Воспринял я это явление своеобразным подарком судьбы за мою искреннюю защиту молодых художников, которым пришлось тогда переживать некоторые «неудобства» на творческой даче «Старая Ладога». 
 
Почему сова? Наверное, потому, что я в детстве подбирал и выкармливал совиных слетков. Жили птицы у меня не в клетках, а в открытых картонных коробках.
 
Желаю всем рязанцам в наступающем Новом году поверить в любовь и ее магическую силу делать нас  счастливыми!
 
От редакции
 
Тревога, высказанная нашим автором, имеет основания, поскольку не прекращается поток удивительных переездов чиновничьих кресел в здания, некогда занимаемые детскими учреждениями культуры и библиотечными залами.

Вот уже по Рязани пошла волна тревоги за судьбу Музея истории молодежного движения, за судьбу села Константиново. И еще много, за что болит сердце у рязанцев.
 
Александр БАБИЙ