Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№03 от 27 января 2022 г.
Солидол, приямки, тросы, неудобные вопросы
В рязанских лифтах обнаружили множество опасных дефектов. Миллионы на их устранение потрачены только на бумаге

Что скрывается под полом и над потолком лифта? Что такое приямок? Чем плох солидол и от чего может рухнуть лифт? Эти и массу других нюансов «Новой» пришлось изучить, когда нам стало известно о перечне недочетов, обнаруженных в лифтах одной из… больниц региона. Идя за поправкой здоровья, ее пациенты буквально им же и рискуют.

Пока нам удалось ознакомиться с описанием лифтов лишь Касимовской райбольницы (ныне межрайонного медцентра). Но, судя по предыстории дефектов, их наличие не просто порочная, а распространенная практика.


В больнице 15 отделений и этими лифтами ежедневно пользуются сотни людей. Фото: rb-kasimov.medgis.ru

Причин для такой уверенности у нас две. Первая – львиная доля дефектов надежно скрыта от посторонних глаз в шахтах или машинном отделении. Вторая – все объекты, с описанием которых нам удалось ознакомиться, проходили требуемые ремонты/осмотры. На бумаге.

К этому мы еще вернемся. Пока же предлагаем часть того списка. Уверяем – после знакомства с ним возникает непреодолимое желание пользоваться исключительно лестницами.

Что скрывают шахты?

Итак, в больнице Касимова десять лифтов, один в Елатьме и девять непосредственно в комплексе зданий, расположенных в самом райцентре. Каждый из этих лифтов, равно как и любой другой, должны проходить: ежемесячно – осмотр, не реже одного раза в квартал – текущий ремонт, раз в год – техническое освидетельствование.

Проверок на самом деле куда больше (должно быть). Мы привели только основные. Первые два пункта входят в «работы по техническому обслуживанию» и их выполняют одни организации. Техосвидетельствование – это работа других, имеющих к ней спецдопуск. Для всех этих работ больница должна заключить контракты.

И они есть. В открытом доступе на сайте госзакупок. Теперь, наконец, посмотрим на то, что закрыто в шахте.

Колодки тормоза. Это такие планки, которые помогают тормозить конструкцию. В принципе, когда электродвигатель лифта отключен (то есть во время любой остановки кабины), только эти колодки ее и держат. По нормативам их толщина минимум 2,5 мм. Но менять колодки принято уже при 3-4 мм: элемент изнашивающийся, и лучше его сменить, не доводя до критической отметки. В лифте больницы, о которой идет речь, толщина колодок… 1,5 мм. То есть уже сильно больше 100%, что их нужно менять. Какая-то из очередных рядовых нагрузок для этого лифта окажется последней: колодки не выдержат, лопнут и слетят. В таком случае у пассажиров остается надежда только на улавливатели.

Несанкционированные перемычки. Как и любой сложный агрегат, работающий от сети, лифтовая система напичкана проводами. Они, в частности, нужны для передачи «мозгу» системы информации о перегрузе и ряде неисправностей – для экстренной остановки при ЧП.

То есть это классическая автоматическая система обратной связи: есть проблема, о ней пошел сигнал на пульт, тот реагирует (отключением, остановкой и пр.). В лифте больницы в этой цепочке отсутствует вторая часть. Как следствие – не работает и третья: как будет реагировать «мозг», если ему ничего не сообщили? Никак.

А не проходит сигнал не из-за неисправности: его специально перекрыли! Здесь искусственно установлена «несанкционированная перемычка в цепи управления» – так это называют специалисты. Зачем?

Сигналы бывают разными, в том числе ложными. Повышенная влажность, другие неурядицы, и – ложная тревога, а затем из-за нее остановка лифта. Значит, кому-то надо идти или ехать на место, искать и устранять поломку (или выяснить, что ее нет) и заново запускать лифт. Проще вообще избавиться от поступления таких сигналов. Что и было сделано.


Самодельные перемычки спасают «мастеров» от беготни, но однажды не спасут пассажиров

Кстати, с сигналом о перегрузе та же беда. При примерно 480 кг этот лифт должен сказать: «Неа, не поеду». А он едет и с семью крупными пассажирами, когда общий вес уже 600 кг и даже больше. Это чревато износом как минимум тросов. В какой-то момент уже они скажут «неа».

Коли речь зашла о тросах, вернее тяговых канатах, то и с ними проблема: смазаны эти трудяги допотопным солидолом. Он собирает пыль, которой в шахте полно, все это «добро» накапливается и висит кусками. Хотя канаты должны быть чистыми.


Чистка этих канатов то еще «удовольствие». Куда проще смазать солидолом

А с въевшейся намертво грязью они начинают проскальзывать – это один из самых опасных дефектов. Из-за него лифт движется неравномерно, его подергивает, а значит, натяжение на канатах распределяется неравномерно. Итог: износ, не заложенный ни в одном техпаспорте. И подвести такой трос может задолго до окончания положенного срока службы. Решается вопрос элементарно: канаты нужно регулярно чистить. Большего они и не просят.

Страшное проветривание

То все были скрытые от глаз косяки. А есть и те, что видны рядовым посетителям/обитателям больницы. К примеру, щель, которая остается… при закрытых дверях. Да, вот такое проветривание. Зазором в 8 мм.


Не заметить такую щель невозможно

То есть шарф стоящего рядом с дверьми человека или пола пальто запросто могут остаться снаружи лифта, когда он тронется. А он ведь тронется – при восьми миллиметрах кусок ткани система не учует, двери не заблокирует и отправится в путь. Там одежда за что-то заденет и… Благо лифт в больнице – что от пассажира останется, соберут быстро.

Смех смехом, но в ту щель ребенок спокойно может просунуть палец, а потом остаться без него.

Удачный повод

В имеющемся в распоряжении редакции перечне дефектов пунктов еще много, но приводить их все – нет ни места в газете, ни смысла. Коротко их можно свести к одному: нормального ухода, регулярного ремонта эти лифты не видели уже очень давно. При должном обслуживании подобных дефектов не могло остаться в принципе.

А что же там с госконтрактами? С ними все прекрасно: на содержание (вместе с текущим ремонтом) лифтов касимовская больница ежегодно объявляет конкурс, начальная цена которого около 1,4 млн рублей. Если нет конкуренции, а ее отчего-то здесь в последние годы не было, договор заключают на первоначальную сумму. Так же и с периодическими капремонтами, которые стоят уже под 3 млн рублей. Плюс мелочи – то самое ежегодное техническое освидетельствование, за которое клиника выкладывает примерно по 60 тысяч.

Почему за эти относительно небольшие 60 тысяч сертифицированные «специалисты» не могут найти дефекты, копящиеся годами? Это вопрос уже к надзорным органам. По собственной инициативе проводить проверки они не могут – нужен повод. Вот мы его и предоставили. В виде целой статьи. Пока газетной.

P.S. Голословно обвинять в попустительстве руководство больницы мы не можем. Во-первых, свечку не держали. Во-вторых, они в первую очередь медики и управленцы, а не специалисты по лифтам: даже если сами в шахту залезут, какой прок? А вот поспрашивать специалистов, получить подтверждение нашим словам и самим подать жалобу в Ростехнадзор врачам вполне по силам.

КСТАТИ

Из десяти лифтов касимовской больницы три стоят на приколе: один старый и уже полностью разграбленный, еще два – относительно молодых (им примерно по десять лет). Судя по их состоянию, установленному здесь оборудованию, ими вообще никогда не пользовались. Получается, огромные бюджетные деньги на их покупку и монтаж потратили, но за все эти годы так и не использовали. Зато по документам регулярно осматривали и ремонтировали. 

Наталья Поддубная