Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№15 от 27 апреля 2023 г.
«Чиновники боятся серьезных решений»
Евгений Пискун – о домовой демократии, ошибках Надежды Чумаковой и новых принципах застройки Рязани

 

Более чем 70-процетный износ коммуникаций, аварии на теплосетях в самый разгар зимы, регулярные отключения света в крупных микрорайонах, обилие аварийного полубарачного жилья в историческом центре и прилегающих к нему частях города. Все эти острые проблемы имеют свои специфические причины, но объединяет их то, что они уже не одно десятилетие актуальны для Рязани.

Меняются мэры, приходят новые губернаторы, но никаких эффективных мер по исправлению ситуации в городском ЖКХ и повышению эффективности строительного комплекса власти не предлагают. О причинах и путях выхода из создавшегося положения корреспондент «Новой» беседует с Почетным строителем России, рязанским политиком и общественным деятелем Евгением Пискуном.

Семимильные шаги к коллапсу

– Евгений Евгеньевич, насколько я понимаю, у вас есть свой нестандартный взгляд на способы вывода рязанского жилищно-коммунального хозяйства из нынешнего предкризисного состояния.

– Для начала надо проанализировать причины и проследить историю возникновения сегодняшних проблем. Вообще, до 60-х годов прошлого века как такового коммунального хозяйства в Рязани не было. Группы домов отапливались котельными, работавшими на угле. Многие домохозяйства в качестве топлива использовали дрова. В конце 1950-х было принято постановление союзного правительства о развитии промышленного потенциала Рязани. Но повышение индустриальной мощи шло экстенсивным путем, то есть за счет увеличения штата сотрудников, а не интенсивным – за счет роста производительности труда. Схожая ситуация наблюдалась и в ЖКХ.

За положение в городском жилищно-коммунальном хозяйстве отвечал мэр города, по тогдашнему законодательству – председатель горисполкома. Около двадцати лет в Рязани эту должность занимала Надежда Николаевна Чумакова. Ей сейчас ставят памятники, считают примером эффективного руководителя, но, на мой взгляд, политика Чумаковой в коммунальной сфере принесла городу больше вреда, чем пользы.

– Объясните столь необычную точку зрения.

– Я рассуждаю не абстрактно и не голословно. Мой отец именно в те времена был заместителем председателя горисполкома (заммэра по-нынешнему) по строительству и ЖКХ, да и я сам неплохо знал Надежду Николаевну. Она была честным тружеником, но не могла выйти за рамки партийных указаний. Такой подход давал о себе знать в различных сферах, например, в строительстве жилья. В 60-80-е годы прошлого века ставка была сделана на возведение новых микрорайонов на свободных землях, а не на снос ветхого фонда. В итоге Рязань с запада на восток растянулась на 32 километра, а центр и прилегающие районы стали средоточием аварийного жилья, часто напоминающего клоповники и крысятники.

Как и сейчас, полвека назад Рязань отапливали две крупные станции – Ново-Рязанская и Дягилевская ТЭЦ. Многие трубы были проложены под землей по соседству с трамвайными путями. Вырабатывающиеся при активном движении электротранспорта блуждающие токи негативно влияли на сохранность труб и провоцировали внушительные потери тепла, которые год от года постоянно росли. Отрасль несла колоссальные убытки. Добавьте к этому грязь в подъездах и неухоженность во многих дворах. Часто это происходило из-за того, что Рязань, после уже упомянутого мной правительственного постановления об укреплении промышленности, наводнили выходцы из деревень, многие из которых жили по принципу: «колхозное – значит ничье» и наплевательски относились к общественному добру.

– Но со времен Чумаковой прошло полвека, мы давно живем в другой стране с совсем иным экономическим укладом.

– Вы правы, но смена общественного строя не сделала ЖКХ более эффективным. В перестроечные времена, так же, как в эпоху 90-х и нулевых, городская власть занималась латанием дыр. Никаких радикальных перемен не происходило. Сети ветшали, коммунальное хозяйство разваливалось. И сейчас в любой момент можно ждать увеличения числа техногенных аварий и связанного с ним коллапса. Если поменять все проблемные коммуникации, то для нашего региона это обойдется почти в триллион рублей. Неподъемная сумма ни для региональной, ни для федеральной казны. Кроме того, местные бюджеты дефицитны, а многие крупные предприятия Рязани платят основные налоги не в области, а в других субъектах Федерации.

Губернатор ждет субвенций из Москвы, но золотого дождя не будет. Время сейчас непростое. Впрочем, многие коммунальные трудности можно преодолеть без серьезных затрат.

Советы с большими возможностями

– У вас есть чудодейственный рецепт?

– Убежден, что наболевшие проблемы надо решать, как раньше говорили, всем миром, то есть вместе с народом. На региональном уровне необходимо расширить права советов многоквартирных домов. Сейчас этот механизм прямой демократии почти не работает. Народ привык, что от него ничего не зависит, но это не так.

Чем меньше будет бюрократических препон, тем быстрее сможет развиваться внутридомовое самоуправление, ведь сейчас для учреждения того же ТСЖ нужно пройти более десятка согласований. Людям надо дать широкие возможности для распоряжения общедомовым имуществом. Советы домов, которые, на мой взгляд, должны формироваться при содействии депутатов городской думы, вполне могут принимать решения по улучшению качества услуг ЖКХ.

Сейчас ресурсоснабжающие организации – это по большей части монополисты, которые устанавливают высокие цены на свет, тепло, воду. Но совет дома может преодолеть этот диктат, например, взяв в аренду или в лизинг газотурбинную установку (ГТУ) для получения электрической и тепловой энергии. Такие установки высокоэкологичны, а стоимость получаемых ресурсов втрое меньше, чем у монополистов.

– Идея звучит заманчиво, но как довести ее до практической реализации?

– Опыт успешного использования ГТУ есть в других странах, таких как Дания, Швеция, Израиль. Мне приходилось бывать в этих государствах и я видел, как подобные механизмы эффективно работают.

Благодаря грамотно выстроенному домовому самоуправлению можно использовать и современные канализационные системы, которые перерабатывают стоки в обычную воду для полива парков и скверов.

– Но внедрение таких технологий стоит немалых денег, а где собственникам их взять?

– Необходимо привлекать кредитные ресурсы, здесь можно сделать ставку на региональные банки, использовать уже упомянутые мной лизинговые схемы. При таком подходе к работе советы домов дают указания, а не выступают в роли просителя по отношению к управляющим компаниям, которые при обозначенном мною сценарии выполняют волю представителей внутридомового самоуправления.

Для реализации этого проекта не нужно раздувать штат управленцев. Я сам видел, как в Дании работой четырех газотурбинных установок управляет один человек, которому эти полномочия делегировал совет дома.

Считаю, что законодательную базу для расширения этого демократического института может сформировать Рязанская областная дума.

Надежный спутник застройщика

– Но здесь важно, чтобы необходимость такой смелой по нынешним временам законодательной инициативы осознала не кучка идеалистов, а хотя бы несколько влиятельных представителей «правящей партии».

– Для того я и озвучиваю свои идеи, чтобы их обсуждало экспертное сообщество, где есть представители различных политических сил. Убежден, что необходимо вносить серьезные изменения и в практику жилищного строительства. Среди решений, буквально лежащих на поверхности, – возведение новых этажей над домами 50-70-х годов постройки, дальнейшая реконструкция этих зданий, во время которой людей временно отселяют в комфортабельный маневренный фонд. А через несколько месяцев они возвращаются в качественно отделанные квартиры.

Кроме того, на региональном и муниципальном уровне необходимо определить зоны активного социального развития территорий. После этого городское или областное управление капитального строительства становится государственным или муниципальным предприятием и заказчиком комплексной застройки. Девелоперские компании ведут свой бизнес, исходя из задач, поставленных УКСом, фактически становясь подрядчиками и получая прибыль за счет продажи квартир на свободном рынке. Небольшую часть от нее (например, 5% от сметной стоимости строительства, как в советское время) застройщик перечисляет заказчику – УКСу, создающему понятные правила игры.

Такая концепция поможет не только вести продуманную застройку, но и быстро избавиться от аварийных домов, которые есть во многих районах Рязани, в том числе и в историческом центре города. Приоритетом социально ориентированного строительства станет возведение высотных эстетически привлекательных домов с большим набором атрибутов комфорта.

Нормы плотности застройки необходимо либерализовать, чтобы в работе девелоперов было как можно меньше административных барьеров и потенциально коррупционных элементов. Это возможно при условии, что все согласования и подготовительные работы возьмет на себя заказчик в лице управления капитального строительства. В итоге заказчик экономит время застройщика, которое уходит на походы по инстанциям.

– Но почему такой механизм до сих пор не внедрен в нашей стране? Может быть, дело в том, что местное самоуправление после утверждения в 2020 году поправок к конституции лишилось остатков политической самостоятельности, а экономической независимостью обладали лишь немногие муниципалитеты? Да и на региональном уровне у представителей власти сейчас минимальный простор для маневра.

– Я бы не стал преувеличивать зависимое положение местных властей по отношению к федеральному центру. Просто многие чиновники боятся серьезных решений, и почти никто не хочет брать на себя ответственность, понимая, что инициатива наказуема. Такую робость и инертность надо срочно преодолевать.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Скрип канцелярской гильотины

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Денис Пупков