Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№20 от 27 мая 2021 г.
Черная дыра в реестре не значится
 Токсичная свалка под Рязанью живет и процветает

История природной катастрофы

Когда в 2006 году комбинат «Химволокно» в Рязани приказал долго жить, не выдержав конкуренции более дешевой китайской синтетики, между микрорайоном Хамбушево и пригородной деревней Турлатово остались бывшие очистные сооружения предприятия, в технических документах называемые «шламонакопитель № 1». Не обращая внимания на то, что бывший комбинат поделили между собой новые, более мелкие производители, этот объект начал жить своей особой жизнью. Он переходил из рук в руки, но каждая новая компания-собственник была связана со скандально известным рязанским предпринимателем Валерием Деевым.

Что только ни хоронили на этой свалке! Даже вещества такого уровня опасности, которые возить туда было никак нельзя. Например, в 2014 году на территории площадки промышленных отходов лили в землю какие-то нефтепродукты, а в 2016 и 2017 годах – концентрированную серную кислоту. Случалось, туда завозили отходы с соединениями ртути. Есть результаты экологических экспертиз (отравляется почва, воздух, река Листвянка) и решение суда в декабре 2019 года – запретить деятельность по накоплению отходов на шламонакопителе № 1, вывезти отходы III и IV классов опасности. На выполнение требований суд предоставил тогда собственнику и арендатору три месяца.

И что?

В конце марта 2020 года, когда вся Рязань боялась наступающего коронавируса, право собственности на шламонакопитель № 1 перешло от ЗАО «Экоресурс» к ООО «Стилар». В июне собственник и арендатор свалки проиграли очередной суд: Теперь они должны были остановить прием отходов и начать их вывозить.

Вывезли?

Нет. 



Прокуратура взялась за Росимущество

В отчете за 2020 год, прочитанном в апреле перед представителями общественности в центре «Точка кипения» (бывшее военное училище связи) и выложенном в интернет, министр природопользования области Александр Новиков быстро-быстро проговорил информацию о том, что проекты рекультивации промышленных полигонов выполняются. Но первый этап работ уже завершен не на бывших очистных сооружениях «Химволокна», а на полигоне по другую сторону дороги Хамбушево-Турлатово, куда свозят отходы деревообрабатывающих производств. Из-за близости их часто путают, но по уровню вреда для природы они несопоставимы.

А потом стало известно, что природоохранная прокуратура подала в суд (на нейтральной территории, в Туле) на территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, требуя… в трехмесячный срок осуществить мероприятия по охране и недопущению загрязнения земель посредством ликвидации несанкционированного захоронения.

Дело в том, что шламонакопитель при размещении отходов завалил ими и соседние земли. А они государственные.

Какая теперь разница, кто лил серную кислоту с нефтепродуктами? Государство вместо них там приберется, считают в подававшей иск природоохранной прокуратуре. Оно богатое, у него есть возможность привлечь к выполнению работ любых подрядчиков.

Травите дальше

17 мая Волжская природоохранная прокуратура в ответ на запрос рязанской «Новой» от 11 мая (зафиксирован ли вывоз в документации заводов-отходообразователей, указан ли там этот земельный участок, не превышались ли лимиты вывоза, уплачены ли платежи за негативное воздействие на окружающую среду?) отчиталась:

«Установлено, что указанная промышленная площадка не является объектом размещения отходов, не включена в ГРОРО*, лицензии для размещения на ней отходов не выдавались, следовательно, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в официальной отчетности, предоставляемой в органы Росприроднадзора, организации, эксплуатирующие указанный объект и незаконно размещающие на нем отходы, не отражаются, платежи за негативное воздействие на окружающую среду не вносятся».

Черная дыра! Продолжающая работать, засасывающая отходы и загрязняющая земли с водами в окрестностях Рязани.

«Инициировано уголовное преследование виновных лиц», – значится в ответе далее.

Но уголовные дела по этому полигону возбуждались и раньше. Какова их судьба?

И главное – «Новая» выяснила, что в государственном реестре объектов накопленного экологического ущерба (он описан в постановлении правительства России от 13 апреля 2017 года № 445) шламонакопитель № 1 не значится! Там только уже упомянутая свалка в Хамбушеве, на которой не было ни ртути, ни серной кислоты.

А следовательно, как могут государственные органы организовать ликвидацию накопленного вреда, предусмотренную тем постановлением правительства четырехлетней давности? Там же якобы никакой ущерб не накопился.

…Стыдно смотреть, как бюрократия, действуя вроде бы по всем законам, активно окружает, глушит и топит любое начинание, которое может очистить природу, и словно не замечает, машет рукой и оставляет в покое любую попытку нажиться, эту природу отравив. 

P.S. 2 июня с 10:00 до 11:30 межрайонная природоохранная прокуратура и администрация Рязани проведут совместный прием желающих поговорить об охране окружающей среды. Встреча состоится в доме ТОС (территориального общественного самоуправления) на территории бывшего военного училища связи на ул. Каширина, 1 (3 этаж). Записаться туда можно по телефону прокуратуры Советского района (8912)25-14-40 или природоохранной прокуратуры (8912)34-71-36.
_______________
*ГРОРО – Государственный реестр объектов размещения отходов.
Илья КРЕЙКОВ