Чем грозит Рязани децентрализация?
Разговоры о необходимости децентрализации в России активизировались. О передаче в руки регионов финансов и полномочий налоговых, полицейских, технадзорных органов говорят как эксперты, так и представители власти в субъектах и даже некоторые федеральные министры. Готова ли Рязанская область к неизбежной – рано или поздно – реформе?
Для наглядности. На сегодняшний день в Рязанском регионе более 70% чиновников – это сотрудники территориальных федеральных органов исполнительной власти. И менее 30% – органов исполнительной власти субъектов. Подобная сверхцентрализация управления на данный момент уже неэффективна.
Но главное в децентрализации – это передача на уровень субъектов Федерации забот по формированию бюджетов. Ханты-Мансийский автономный округ, Москва и Ямало-Ненецкий АО, от которых в федеральный бюджет поступает 60% налогов, перестанут быть «кормильцами» всей страны.
Рязань по зависимости от руки Москвы ходит в «середняках» – региональный бюджет формируется за счет безвозмездных поступлений из центра на 30%. Для сравнения: в Ингушетии – на 86%, в Свердловской области – всего на 9%. В соседних с нами: Нижегородской – на 17%, Тамбовской – на 50%.
Эксперты «Стратегии-2020» предлагают вариант «осмысленной децентрализации», которая заключается в том числе в том, чтобы слабым регионам поддержку оставить, а средним – сократить.
Исходя из этого, Рязанской области придется смириться со снижением поступлений из центра и необходимо готовиться жить за счет НДФЛ, акцизов, налогов на прибыль и имущество.
Печально, но факт: сегодня регион развиваться практически не пытается. Доля расходов бюджета на нацэкономику составляет всего 19% (для сравнения: в Белгородской области – 34%). Рязанские власти предпочитают постоянно кредитоваться и просто тратить деньги на социалку. По такому показателю как отношение долга региона к собственным доходам его бюджета мы находимся в антилидерах страны (показатель почти 70%!).
При этом, если уж региональные политические элиты сделали «коньком» кредитование, могли бы в таком случае применить свои дипломатические таланты и связи и пойти по пути Татарстана. Эта республика договорилась о пролонгировании кредитов на 10 лет по ставке всего 0,5%. Практически бесплатно.
Если децентрализация случится прямо сейчас, то областной центр – Рязань – может от нее и выиграть. Потому что реформа, вероятнее всего, ожидается двухуровневая и будет предусматривать передачу значительной части полномочий на уровень муниципалитетов. Так что жителям крупного города, собирающего налоги, можно сказать, повезет. Более того, Рязань будет просто вынуждена развиваться бурными темпами.
А вот сельским местностям и даже райцентрам придется совсем несладко. Отсюда вывод: ответственным за территориальную политику в регионе необходимо перестать сводить всю свою деятельность к раздаче «ярлыков на княжение» и насаждению идеологического однообразия. Модернизироваться надо, развивать конкуренцию за ресурсы, а при условии отсталых институтов управления это сделать невозможно.
Период искусственного сглаживания неравенства на территории огромной страны вскоре закончится. Нужно быть к этому готовыми.
Сергей
ЕЖОВ
обозреватель «Новой»
P.S. Дать новый импульс развитию сельским территориям могла бы реализация идеи рязанской «Новой» о переносе административной столицы области в один из райцентров. Например, в Шилово.
На оздоровление институтов управления на местах может повлиять и исправление перекоса в сторону исполнительной власти. Доминировать должны начать настоящие народные депутаты, формирующие законодательные и представительные органы.