Дискуссия в полуметре от почти губернатора Рязанской области рискует закончиться полумерами
Предвыборная кампания на пост губернатора Рязанской области в самом разгаре. Правда, ощущение, что в этом забеге к креслу только один участник. Зато какой: молодой, образованный, с поддержкой президента и добрыми глазами. Ими Николай Любимов смотрит на избирателя с плакатов, где обещает «слышать каждого». Плакаты, кстати, тоже, видят все. Их в одночасье расклеили по городу. Так с кандидатом знакомят широкие массы населения. А массам узким, точнее, активным и заинтересованным, Любимов и его команда на прошлой неделе приготовили сюрприз – организовали встречу без галстуков в одном из ресторанов города. Так прошло первое заседание созданного при Общественной палате области дискуссионного клуба с интригующим просвещенную общественность названием «Коловрат».
Этот формат придумали в Общественной палате России. Ее секретарь журналист Валерий Фадеев лично с окружением президента обсуждал инициативу. Решили, что власти пора идти в народ, вернее будет сказать, в его представительскую часть: к журналистам, общественным деятелям, бизнесменам. Рязань – пилотный регион. На первую встречу в формате «полметра до столика губернатора и свободный микрофон» позвали неожиданно всех. Таким составом на одной площадке восемь последних лет не встречались. Друг с другом здоровались и делились мыслями там, за губернаторской дверью. А на этой встрече вместе интернет-газета «Вид сбоку» и издательство «Пресса», искатель правды Игорь Кочетков и чиновники горадминистрации. По задумке организаторов темы в клубе должны подниматься общественно значимые. Обсуждение следует вести конструктивно с позиции «что я лично могу сделать?»
Первой внимание досталось Солотче. Как развивать эту части Рязани, стоит ли повышать туристическую привлекательность места, как оградить от мусорных полигонов и многоэтажек курортный поселок. В президиуме оговорились сразу: не надо раздавать власти советов. Давайте подумаем, чем каждый из нас может быть полезен. В любви к Солотче признавались все. А вот что конкретно, кто и почему любит – тут было, где развернуться в высказываниях.
Наталья Гришина, председатель Общественной палаты Рязанской области и директор библиотеки им. Горького, на встречу пришла с Паустовским. С книгой певца Мещерского края 1930 года выпуска в руках она говорила о Евпатии нашем Коловрате и медовых травах заливных лугов, о силе места и духе его населяющих. Дала Наталья Николаевна понять этим москвичам в почти получасовой вступительной речи, что такое Солотча и почему ее спасать надо. В завершении вводной части тон патетический сменился на доверительный, и Гришина разрешила собравшимся высказываться смело, уточнив: «Сейчас мы все тут свободные люди. Пока в отпусках».
Николай Любимов в напутственном слове свободу участников все же решил ограничить и предупредил, что клуб – не место для нотаций. Это центр генерации идей, желательно идей без денежных вливаний или сразу подкрепленных спонсорами, «а то опять строка в бюджете». Спасать Солотчу, как сразу стало понятно, хотят все. Вопрос лишь – от кого?
Людмила Кибальникова, руководитель регионального отделения «Опоры России», к примеру, спасает бизнес от недовольных стройками общественников. Ну не сносить же многоэтажки, в самом-то деле. Частная собственность же. Правда, так же рьяно она защищает проект по реновации Москвы. Там собственность жителей домов ее волнует меньше.
Есениновед Ольга Воронова спасала дискуссию от предсказуемости, требуя от модератора больше живой речи. Москвичка-модератор спасала формат и старалась дирижировать публикой, которая по провинциальному упрямству дрессуре плохо поддавалась. Если бы на встрече был баснописец Крылов, вот уж русская литература пополнилась бы еще одной басней о непослушных зверятах. Здесь что ни участник – то образ. С легкой руки ведущей знакомые друг другу персонажи наделялись новыми общественными ролями. Так журналист и депутат Евгений Зызин вдруг становится экологом, а мусорный король Олег Шишов – борцом со свалками. Не успели договориться, что делать со строящимся полигоном, как смелые идеи по возрождению Солотчи посыпались на президиум.
Ввести должность директора Солотчи, дать ему в помощники шерифа и облачить территорию статусом особой зоны предложили с галерки. Евгений Зызин согласился, что отдельно смотрящего за местом назначить не мешало бы, и добавил от себя: Солотче, помимо «мест для селфи» нужны «разные тропы, гостиницы, зоопарки, фестивали, круглогодичные лагеря». О судьбе последних, заброшенных с пионерских времен территориях, беспокоились все.
Строительное лобби мечтает на этих землях развернуться, врио губернатора осторожен в высказываниях и ждет предложений по восстановлению инфраструктуры детских здравниц. Модератор не унималась: где же бизнес, который придет и сделает Солотчу привлекательной для туристов?!
Бизнес в Рязани разный. Шумный – учреждает «советы» и возводит «опоры». Деятельный – на встречи ходит редко, ибо занят делами и заработком. Поэтому первые в клубе представлены были, а вторых или не звали, или те по старой привычке предпочли не светиться. Например, Олега Свирина, владельца комплексов «Конюшенный двор», «Тридевятое царство» и нового отеля «Старый город» на Мюнстерской, вспоминали часто, но отдувался за коллег бизнесмен и филантроп Евгений Рыбаков («Кухни Спаркс», Экологический рязанский альянс). Он пояснял: «Работаем, не мешали бы». Сколько тысяч туристов посещают Солотчу и сколько могли бы приехать сюда – собравшиеся путались в цифрах. Кто-то рассуждал о кошельках столичных туристов, Любимов призывал рассчитывать на отдых, прежде всего, для своих. Общественник Игорь Кочетков вдруг изрек: «А жителей спросили? Они мечтают о тишине и спокойных прогулках». «Господи! Как на кладбище», – не удержалась всуе от комментария модератор. А Кочетков не унимался. Ему нечасто в присутствии почти губернатора дают высказываться, поэтому, пользуясь регламентом в три минуты, он постарался уместить в монолог историю борьбы за справедливость последних пяти лет. Не уложился. Микрофон попытались забрать. С извинениями. «Зачем говорите, что о судебных заседаниях никто не пишет? – заметил Николай Любимов, – Пресса пишет. “Вид сбоку” вот пишет».
Продемонстрировав знание названий оппозиционных изданий, Любимов подводит итог. Зоопарк – мысль хорошая. Полигона для мусора в Солотче пока еще нет, незаконные работы по его созданию обещал пресечь. Лагеря тоже нужны, но главное – по вопросу Солотчи нужно создавать «Проектный офис». Участники клуба покивали и зашептались – с чем этот офис есть и как он будет работать? А тем временем первое заседание «Коловрата» объявили закрытым, темы следующего ждут в качестве предложений в электронном виде и объявят позже.
Резонанс от встречи получился. Кто-то в соцсетях позже хихикал над названием клуба, кто-то посчитал присутствие «одним из» в переполненном зале неприемлемым для себя, оптимисты радовались возможности разговора вне стен кабинетов. Будет ли Любимов постоянным участником дискуссий. Вряд ли. Смогут ли без его поддержки встречи сделать конструктивными и не погрязнуть в формализме? Реальность подсказывает, что нет. Предвыборный котел кипит от количества событий. Но скоро активности поубавится, политическую жизнь поставят на медленный огонь и продолжат вариться каждый в своем соку. Кто – на суд, кто – в совет, кто – на заседание правительства. Впрочем, приятные воспоминания от встречи без галстуков забрать у участников уже никто не сможет.
Фото: rzn.aif.ru
Отдел политики