Рязанец Владимир Емельянов четыре раза выигрывал первенство мира и основал спортивную династию
27 августа мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, судья всероссийской и международной категории Владимир Николаевич ЕМЕЛЬЯНОВ отпраздновал свой 75-й день рождения. Судьба распорядилась таким образом, что его главные победы пришлись уже на зрелый возраст. Четырежды он становился победителем первенства мира среди ветеранов по греко-римской борьбе, за высокие показатели ему присвоено звание «Ветеран – заслуженный мастер спорта России».
– Владимир Николаевич, давайте с самого начала.
– Родился в Михайловском районе, детство провел в Спасском. Отец и мать воевали, в семье было шестеро детей, я самый старший. По окончании семилетки меня отправили в город Узловая Тульской области к тетке Катерине Ивановне, которая работала учителем физкультуры. Она заставляла обливаться холодной водой, под ее чутким руководством увлекся гимнастикой, ходил на лыжах. Начал заниматься борьбой, и моим первым тренером стал Анатолий Матвеевич Белоусов, воспитавший олимпийского чемпиона Шамиля Хисамутдинова. Я потом с ним боролся на вооруженке, но проиграл, хотя постарше на пять лет.
– А как вы оказались в Рязани?
– Приехал поступать в радиоинститут. Не помню, как такое могло произойти, но на «Спартак» я пришел записываться в секцию бокса. Решил вернуться в родную стихию, но этому неожиданно воспротивился тренер борцов Юрий Алексеенко. Тогда я выбрал момент, когда он уехал на соревнования в Молдавию, и пришел к замещавшему его Владимиру Ивановичу Нурееву. Когда Алексеенко возвратился, был немало удивлен, увидев меня в общем строю. Нуреев ему объяснил, что я выиграл первенство города и выполнил разряд. После этого Юрий Георгиевич сменил гнев на милость.
– Говорят, Алексеенко фактически создал борьбу в Рязани.
– Он воспитал целую плеяду прекрасных борцов и в моей судьбе сыграл заглавную роль. Взял работать тренером, тем самым определив жизненную стезю. Наставником он был сильным, боролся красиво, очень хотелось ему подражать. С его легкой руки я оказался в Белоруссии: «Едешь в Минск, будешь там первым номером». Три раза становился чемпионом Белоруссии, один раз вторым, выиграл первенство ЦС «Буревестник». Но до конца свой потенциал так и не реализовал. По окончании института получил распределение в НИИ автоматической аппаратуры, где выпускали первые спутники земли. Мне это пришлось не по душе, вернулся в Рязань, где председатель облспорткомитета Александр Михайлович Мелешкин пообещал дать квартиру: «Только будешь работать не инженером, а тренером».
– Вероятно, вы могли бы стать мастером спорта международного класса?
– Наверное, мог бы, но на турнире в Польше дал маху. Мы чего-то завелись с четырехкратным чемпионом мира Володей Зубковым, кто лучше сделает сальто. Зашли в разминочный зал, я с места делаю вперед и назад, но немного не докрутил. Бац, и у меня палец вылетел, вставил его, а до начала схватки минут пять оставалось. И я проиграл немцу, потом только побеждал, но мой главный конкурент был впереди. В итоге, второе место, а чтобы получить международника, необходимо стать первым. В финале универсиады в весе 62 кг «положил» Тимашева из Омска, а через пятнадцать дней едем на чемпионат СССР, он занимает первое место, а я только восьмое. Тут еще много от жребия зависит, тогда попал в сильную группу, мы друг друга «перерубили» и оказались за чертой призеров. То, что не удалось в молодости, наверстываю в зрелом возрасте. Недавно мне присвоили звание «Ветеран – заслуженный мастер спорта России», 17 сентября поеду в Нижний Новгород получать удостоверение.
– У вас немало достижений, а какую победу считаете самой важной?
– Моя главная победа, наверное, над собой. Всю жизнь в движении, не останавливаюсь, до сих пор семинары провожу, показываю вещи, которые никто не знает. Работа для меня всегда на первом месте. Ни разу в отпуске не был, в этом году только пандемия отправила. Мы, тренеры, так живем, по-другому просто нельзя. Выпадешь из ритма, потом не наверстаешь. Раньше ребят постоянно вывозили в лагерь на все лето. Результаты росли, а если трудный парень, за это время удавалось его переломить, направить в нужную колею.
– А как получилось, что в конце прошлого века у вашей карьеры открылось второе дыхание?
– Началось все с Ивана Мудрова, в 1998 году он съездил на первенство России по ветеранам и вышел победителем. Потом с Александром Желтовым они отправились на мир и оба оказались в числе призеров. Начали меня донимать: «Давай, Володя, подключайся». Уговорили все-таки. Я с первого захода выиграл чемпионат страны и в 2000 году поехал в Болгарию на мировое первенство. Моим противником по финалу оказался Эдуард Шпигельман, которого помнил еще по сборной Белоруссии. Лишь за две секунды до конца я сравнял счет (5:5), а в борьбе до первого действия «укачал» его и стал чемпионом.
– А чем была вызвана пауза в соревнованиях?
– Решил все, хватит, больше не поеду. Но подошло время получать звание судьи международной категории, и в Загребе я принимал участие уже в качестве рефери. Из двадцати человек «международника» присвоили мне одному. В следующем году первенство мира проходило в Одессе, думаю, тут рядом, сгоняю. К состязаниям подготовился настолько хорошо, что больше минуты ни с кем не боролся. Должен был побеждать и в 2004-м в Финляндии, но на разминке сделал неудачное движение – рука не гнется, бинтом ее замотал. Выигрываю в финале у финна, остается секунд 20, вдруг он освободился, схватил за больную руку и крутанул вертушку…
– Владимир Николаевич, в числе ваших соперников были титулованные борцы?
– И чемпионы мира, и призеры Олимпийских игр, настоящие фанаты, для кого спорт – смысл жизни. Этот финн, которому я по глупости проиграл, не единожды принимал участие в лыжной гонке Васалоппет на 90 километров. Был еще австралиец, чемпион мира по вольной борьбе. Он сначала участвовал в весе 97 кг, а потом приезжает – у него 76. Говорит, вокруг Австралии на лодке проплыл, акулы раза три чуть не съели. Кстати, из-за него в Венгрии мне пришлось сняться с финала, он мне по руке дал, она распухла, в карман не влезала. Но я своего добился в 2011 году в Польше и довольно легко победил в новой весовой категории 85 кг. На следующий год отстоять свое звание оказалось куда сложнее, за первое место боролся со здоровенным албанцем. Я у него чудом выиграл и стал четырехкратным победителем первенства мира, еще четыре раза – в призерах.
– Вашими успехами на тренерском поприще можно лишь восторгаться, а лучший из воспитанников – Александр Баскаков*?
– Я не склонен классифицировать, они все мне одинаково дороги. Как оказалось, в начале 1980-х годов у меня была самая сильная группа тяжеловесов во всей России. На одном из турниров человек десять стояли больше ста килограммов, все мастера спорта. Что касается непосредственно титулов, то тут Саша вне конкуренции. Он выиграл первенство мира среди юношей, трижды побеждал в первенстве Советского Союза, еще несколько раз становился призером, два раза владел кубком. Что говорить, если он с самим Карелиным на равных боролся, вел у него секунд за десять до конца, но проиграл. При своих 110 килограммах сальто вперед делал, на перекладине выход силы и склепку. Такого умного и талантливого парня тяжело найти.
Слева направо: мастер спорта СССР международного класса Александр Баскаков, заслуженный тренер РСФСР Владимир Лунин и Владимир Емельянов
– Знаю, что вы – основатель целой борцовской династии.
– Выходит, что так. Сын Алексей и внук Александр – мастера спорта России, оба сейчас входят в мою тренерскую бригаду в СШОР «Олимпиец». Недавно стали судьями всероссийской категории. По их стопам пошла и внучка, уже года два занимается, успела выиграть первенство города по вольной борьбе.
* Рано забросив карьеру борца, Александр Баскаков отправился в Питер, где покорил совсем другие – криминальные вершины, став одним из подручных «ночного губернатора» города на Неве, лидера Тамбовской ОПГ Владимира Барсукова-Кумарина (Кум). Умер в тюрьме зимой 2014 года, похоронен в Рязани на Новом кладбище. Если не смерть, сейчас был бы, скорее всего, на свободе.
Юрий МАТЫЦИН