В центре Рязани в 2022 году планировали отремонтировать дворы немаленького квартала. Он расположен между улицами Есенина, Радищева, Введенской и Ленина. Если нагляднее: это прямоугольник из многоэтажек за высотным зданием на Театральной площади – бывшим «Кульком» (филиалом института культуры). Однако процесс застопорился. И на взгляд некоторых жильцов, при не очень-то прозрачных обстоятельствах.
Узнали мы о спорной ситуации из собственной электронной почты – в редакцию «Новой» пришло письмо от одной из жительниц квартала Ирины. Женщина недоумевает, куда делись протоколы собраний и листы с подписями жильцов. И подозревает обслуживающую дома управляющую компанию в нечистоплотности и дурных замыслах.
– Я юрист и сталкивалась с подобными ситуациями. Подписи собирают под одно – в нашем случае это участие в программе по благоустройству, а потом их могут подложить подо что угодно. Вплоть до решения о повышении платы за содержание жилья, – считает Ирина.
Сомнения в наше время фейковых новостей – дело нормальное. «Новая» решила разобраться в ситуации.
Лепота. Недорого
Эти многоэтажки обслуживает управляющая компания ООО «Рязанский городской оператор», сокращенно РГО. Прошлой зимой горадминистрация сообщила, что будет составлять список домов для включения в муниципальную программу по благоустройству. Причем программа хоть и муниципальная, но деньги на нее идут в основном федеральные и областные. То есть мэрия процесс не финансирует, а организует. И призывает РГО агитировать жильцов на участие, поскольку это шанс привести дворы в порядок в обозримом будущем.
В программу по благоустройству этот квартал действительно включен. И его реконструкция может стать самым масштабным проектом по благоустройству дворов не только в практике РГО, но и в истории современной Рязани.
Мэрия хочет опробовать ноу-хау – включать в программу благоустройства не по одному-два дома, как раньше, а на одну заявку – побольше моногоэтажек. Так удовольствие обойдется дешевле, в том числе для жильцов, которые по условиям тоже должны внести свои средства. Например, на семь домов квартала за «Кульком», помимо тротуаров и прочего, могут сделать две детские площадки. По сравнению с вариантом «один дом – одна площадка» денег уйдет меньше. И, главное, этот квартал по своему составу и расположению подходит для такого варианта – реально же ровный прямоугольник домов, обслуживаемых одной «управляйкой». Так удобнее.
В УК «РГО» за первичную агитацию и сбор подписей взялся мастер управляющей компании Игорь Пронин, который сам живет в одном из этих домов.
– Я объяснил людям, какие условия. Многие были «за». Тогда мы и начали сбор подписей, – пояснил «Новой» мастер УК.
Затем была заявка в мэрию на участие в программе, а после собрание жильцов. На которое пришел заместитель начальника городского управления ЖКХ Эдуард Алтунин, разъяснивший «правила игры».
Итак, все расходы делятся на три части, вернее – перечни работ. Первый, самый дорогой, полностью берет на себя федеральный бюджет. Это обустройство внутридворовых дорог, тротуаров, замена освещения, скамейки и урны. Фонари, кстати, обещают ставить, как в парках. Вторую часть – замену коммуникаций под асфальтом – финансирует областной бюджет.
А третий этап частично должны оплатить жильцы. В этот перечень входят: детские и спортивные площадки, озеленение, парковые элементы, архитектурные формы, контейнерные площадки под мусор, площадки для выгула собак, заборы/ограждения. Выбирают из этого списка не все, а то, что хотят жильцы конкретных домов. Они же оплачивают долю затрат на третий этап. Изначально, при запуске программы, доля была 5%, затем росла и на сегодня это 20%.
По предварительным расчетам (что будет с ценами завтра – неизвестно) пока на весь вышеперечисленный список жильцам нужно будет потратить по 30-40 рублей с одного квадратного метра жилплощади. То есть примерно по 1-2 тысячи рублей с квартиры.
Шлагбаумы «рулят»
Поскольку проект благоустройства квартала рядом с площадью Театральной должен стать для Рязани пилотным, то есть примером для остальных, мэрия оплатила разработку концепции благоустройства из бюджета города.
По замыслу разработчиков, здесь упорядочат парковки, разделят потоки машин и пешеходов (тротуаров в этих дворах нет), сделают современные детские и спортивную площадки, поставят оградительные столбики – чтобы машины не смогли ставить непосредственно у подъездов, к примеру. Но главное – установят шлагбаумы.
Бич дворов в центре Рязани – масса автомобилей, заполняющих все свободное пространство: парковки на всех улицах вокруг квартала переполнены, в итоге автомобилисты ломятся во дворы. Достали они этим и тех жильцов, что за рулем, и их пеших соседей. В общем, народ оказался в целом «за».
В итоге подписные листы, вслед за заявкой, отправились в дебри горадминистрации. А жительница Ирина, что обратилась к нам, начала волноваться – в концепции шлагбаумы были, но позже она узнала, что их оттуда исключили – зачем? Ведь очень многие согласились на участие в программе в первую очередь ради шлагбаумов.
Как нам пояснил специалист одного ТСЖ, знакомый с подобными ситуациями, проблема со шлагбаумами не в них самих, а в дебрях отечественного законодательства. По одним документам эти объекты именуются отдельным словом, по другим они вроде бы подразумеваются в числе «заборов/ограждений». Вот кто-то из крючкотворов и побоялся этого «вроде бы». Да на всякий случай просто убрал шлагбаумы из уже готовых планов для квартала за «Кульком». Позже, как мы выяснили в мэрии, их все же вернули.
Исчезновение из документов шлагбаумов Ирину всерьез насторожило. Но не только это: жительница написала письмо в облправительство, с требованием объяснить, почему проект не реализован до сих пор – разговоры начались зимой, а шлагбаумов и прочего нет до сих пор.
За разъяснением этой дилеммы мы никуда обращаться не стали, поскольку прежде делали это неоднократно. Дело в том, что участие в подобных госпроектах – дело не нескольких недель и даже месяцев. Чтобы застолбить себе кусочек бюджета на будущий год, собирать подписи/документы нужно уже в этом. Тогда, если все-все сложится удачно, без описанных выше проблем, есть шанс на попадание в программу на будущий год.
Что касается опасений по поводу использования собранных подписей для других целей, то тут есть страховка: этот пилот курируют, в том числе, депутат Госдумы Андрей Красов и советник главы администрации города, в прошлом зампредседателя областной думы Юрий Еременко. По нашей информации, оба хорошо осведомлены о нюансах подготовки площадки и активно продвигают проект. Имя чиновника мэрии Алтунина мы упомянули выше тоже не случайно – он непосредственно участвует в реализации всей работы.
Так что будем ждать, когда пилот «приземлится», и в Рязани появится первый большой современно благоустроенный двор. А там и другие подтянутся...