За лето 2018 года в Рязанской области были убиты три... водоема
В минувшие выходные стало известно, что загрязнен пруд на окраине Рязани, в районе Хамбушевской рощи. Об этом сообщил рязанец, который еще неделю назад ловил в этом водоеме рыбу. Сначала от пруда пошел химический, потом и гнилостный запах. Рыба всплыла кверху брюхом, исчезли лягушки. Это уже третий водоем, который ухитрились уничтожить за одно только лето 2018 года.
Безымянный пруд в Хамбушево
Пруд находится за Хамбушевской рощей, с правой стороны от Куйбышевского шоссе, перед заправкой «Регионгаз». Над прудом возвышается металлический каркас какого-то будущего строения, за ним – аккуратная свалка, по всей видимости, несанкционированная. Примерно в 250 метрах находится тот самый пруд – один из трех, которые вместе составляют каскад прудов. Подойти к нему по бездорожью не стоит и стараться: трава и кустарники выросли по пояс, репейник и другие колючки не дают прохода. Чуть левее есть узкая незаметная тропинка – надо сильно постараться, чтобы ее отыскать.
На возвышении запах почти не чувствовался, во время спуска к воде так «шибануло» в нос, что захотелось вернуться. Химия, плюс помойка, плюс мертвечина – такой букет ароматов окутывает желающего полюбоваться природой на закате. Вонью, кажется, пропитывается даже кожа, волосы и одежда.
Спуск к воде крутой, трава скользит. Садится солнце – еще чуть-чуть, и станет совсем темно. Но даже при таком освещении на поверхности пруда хорошо заметны белесые пятна – это рыбьи брюшки, всплывшие над водой. Чуть дальше от берега – рыба покрупнее, величиной с магазинную скумбрию (как потом объяснили – это подлещики), чуть ближе – мальки. Все дохлые. Одни запутались в тине и донной растительности, другие продолжают свободное посмертное плавание, подгоняемые ветром.
Этот «трупный налет» вызывает стойкое желание… вежливо пригласить сюда представителей многочисленных ведомств, которые живут за счет бюджетных средств, и попросить своими руками очистить водоем. Раз уж они не имеют никакого влияния на владельцев промпредприятий, так пусть хоть руками поработают – иначе совсем не понятно, за что они получают зарплаты, премии, «подъемные», отпускные и вдобавок хорошие пенсии.
Рыбнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, комитет областной Думы по экологии и охране окружающей среды, Рязанская администрация – устанешь перечислять тех, кто обязан искренне любить окружающую природу, радеть не за свой карман и карман промышленников, а за каждую лужу, каждый пруд и каждого малька. И краснеть при получении зарплаты, пока у них под носом уничтожают водоемы один за другим.
Безымянное озеро в Недостоево
Пруд за Хамбушевской рощей – не первый, уничтоженный в этом году. Ранней весной крупное предприятие уничтожило озерце, расположенное чуть ниже улицы Новостройка в микрорайоне Недостоево. Местные жители заметили некую субстанцию коричневого цвета, которая появилась на покрытой льдом поверхности озера. Затем все растаяло, включая непонятную «блямбу», и озеро «покраснело» – приобрело бордово-серый цвет. Люди забили тревогу, надзорные структуры начали проводить проверку. Спустя два месяца озеро все так же было красным – это хорошо было видно с возвышения. Два водоема по бокам – нормального цвета, сине-голубые, в середине – покрасневшее.
К слову, что это за водоем – профильные учреждения так и не сказали. Сначала ответили местным, что это пруд, потом приток реки Быстрица, затем – просто какая-то лужа. Вроде, нет нормального статуса водоема – нет проблемы. Однако «лужа» приносила радость не одному поколению местных жителей, а молодая семья даже начала строить там дом – чтобы дети росли на природе, наблюдали за развитием головастиков и слушали вечернее «пение» лягух.
Подозрение в загрязнении сразу же, по логике вещей, пало на ООО «Точинвест Цинк», находящееся в 500 метрах от водоема. Руководство искренне возмутилось несправедливым обвинением и «свалило вину» на старинный шламоотвал, который существовал вдоль дороги по ул.Промышленной с 1980-х годов, никому не мешал и ничего не загрязнял. Однако природоохранная прокуратура установила точно: загрязнил водоем «Точинвест Цинк», принадлежащий одному из самых богатых и влиятельных людей региона Игорю Коськину. Прокуратура «наказала» предприятие штрафом в размере аж 60 тысяч рублей. Немного странно, если учесть, что рядовых участников протестных митингов штрафуют на 100–200 тыс. рублей, а 60 тысяч «деревянных» господину Коськину не хватит даже на деловой ужин с партнерами.
По словам рязанского эко- и градозащитника Андрея Петруцкого, загрязненный большинством элементов таблицы Менделеева водоем нужно осушать, вычерпывать донные отложения, вывозить за город и утилизировать на специальном полигоне. Затем восстанавливать флору и фауну водоема. Рязанскому олигарху эти восстановительные мероприятия были бы вполне по плечу, но кто ж его обяжет их провести? Всевозможные «надзоры» – они только для рядового работяги или пенсионера страшны, для людей «уважаемых» они – так, не страшнее комариного писка.
Озерце «умерло». Летом 2018-го в нем впервые не купались дети, взрослые не ловили рыбу и не плавали на лодках.
Река Кердь в Пронском районе
В августе «убили» реку Кердь в Пронском районе. Она приобрела белесый оттенок на поверхности, со дна же начала подниматься черная муть. Все живое вымерло, купальщики и отдыхающие исчезли. Над поселком Октябрьский повис тяжелый смрад. Забили тревогу снова – люди. Простые местные жители. Ни одно надзорное ведомство не обратило внимания на проблему, не начало разбирательства. Полное ощущение того, что, если рядовой мужик (чаще всего в наше время – баба) не всполошится, не ткнет пальцем на проблему, ее никто и не заметит. Нет проблемы – нет шумихи, можно как-то втихую подняться на пару пунктов в «экологическом рейтинге» и раструбить о мифической победе.
Не надеясь на министерства и ведомства, местные жители сначала самостоятельно обследовали реку, проехав вверх по течению до реки Волосовки Михайловского района. Появились основания заподозрить в сбросах некое производство газонной травы. Но природоохранная прокуратура сделала вывод: в загрязнении реки виновато михайловское ООО «Биофармкомбинат». Оштрафовали производство на еще более смешную сумму – 40 тысяч рублей. То есть уничтожить реку в Рязани стоит четыре десятка тысяч. А восстановить? Ну, этот вопрос никого не интересует, равно как никто не собирается восстанавливать флору и фауну водоема. Правда, после шума в социальных сетях по берегу реки проехали представители ОНФ, но может ли что-то сделать эта организация, если уж государственные надзорные органы ничего не смогли?
P.S. В публикации речь шла о водоемах, о загрязнении которых узнали и рассказали сами рязанцы. Сколько еще таких прудов, озер и рек испортили только за последнее время? Превращение рязанской акватории в сточные канавы стало делом привычным, почти ненаказуемым и невероятно прибыльным: сбросить химическое дерьмо в водоем гораздо дешевле, чем утилизировать по всем правилам. Тему пора выводить на федеральный уровень.
Нина ЛАВРОВА