Снова в Рязанском музее путешественников (ул. Ленина, 35) открылась выставка члена Союза фотохудожников России и Международной федерации фотоискусства (FIAP) Николая Середы. Автор известен как спортивный турист с пятидесятилетним опытом, и это уже не первая экспозиция его снимков, привезенных из различных экспедиций, будь то вылазки в Крым, на Кольский полуостров или в другие места. На этот раз вернисаж носит название «За полярным кругом» и посвящен лыжным походам по Полярному Уралу, в частности, к горе Константинов камень. Посетить выставку можно с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00, в субботу с 11:00 до 16:00.
– Походов по Уралу было несколько, потому что зимой выйти надолго не получается, и экспедиция занимает недели две, – рассказал Николай корреспонденту «Новой». – Практически всегда мы начинали в районе Воркуты, оттуда подъезжали к нужному маршруту на личном транспорте. Обычно это шоссе, движение по которому занимало дня полтора по тундре, и потом начинаются горы.
В Рязани лыжный туризм развит хорошо. Мы сами планируем маршруты, достаем нужные карты. У нас очень богатый опыт, ходим давно и много, поэтому все заранее приготовлено. По этой же причине стараемся выбрать новый маршрут. На выставке в основном собраны кадры из нашего похода к Константинову камню, где я был руководителем группы.
Константинов камень – самая северная гора на Урале. Там Урал или начинается, или заканчивается. Дальше идет море и затем Ледовитый океан. Мы много ходили по Уралу и летом, и зимой, и у нас всегда была мысль дойти до его края. Проблема заключалась в заброске на место. Если идти от Воркуты, то получалось очень долго. За две недели отпуска это невозможно, ведь еще обратно возвращаться. Поэтому каждый раз маршрут до края Урала откладывался. Но потом «Газпром» построил ведомственную дорогу от Воркуты до Байдарацкой губы. Там нужен был пропуск, но мы договорились с ненцем, который возит продукты к стойбищам оленеводов, и он нас подвез к началу маршрута.
Зимние походы – это особое состояние души. Сопоставимо с нахождением в космосе. Потому что выходишь туда, вокруг полная тишина, мороз, никого, расчет только на себя. Если человек не подготовлен, то это очень опасно. Но поскольку мы к походу постепенно двигались, у нас все было приготовлено, разное снаряжение, знали, как поступать в сложной ситуации, мастерить маски. Даже учились строить иглу по американским обучающим фильмам 1932 года. Морозы, ветер я не назвал бы сложностями. Это специфика, позволяющая отключиться от всего внешнего. Пурга нас накрывала три раза. Когда нас заметало, мы по два-три дня сидели и «пурговали» в палатке, поставив вокруг снежную стенку. Вылезали, когда она обваливалась, и всё разгребали. На случаи «пургования» всегда брали книги и устраивали чтения вслух.
В общем, возникает ощущение погружения в природу. И оно настолько сильное и важное, что с каждым разом появляется желание снова там оказаться. Когда, после того как ветер стихнет, выходишь, белая тундра, снег, притоптанный пургой, такой плотный, что нога не проваливается. Идешь легко, сзади тащится волокуша со снаряжением. Испытываешь чувство счастья, наверное, поэтому мы ходим в зимние походы.
Но дойти до Константинова камня нам не хватило двух ходовых дней. А всё из-за пурги. Пришлось возвращаться назад, поскольку заканчивались продукты и топливо для примусов. Мы забрались на вершину и увидели его. Он был в двух переходах. На обратном пути мы собирались сделать восхождение на гору Лямбятопэ, но нас снова накрыла пурга. Мы опять «пурговали» два дня. И вот я почувствовал, что все закончилось, на палатку упал луч солнца. Я выскочил из нее и сделал снимок, который теперь размещен на афише выставки. Кстати, на мой взгляд, это самая удачная фотография из того похода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Картины, созданные в машине
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас