25 октября в Рязанской области назначили министра труда и социальной защиты населения. Должность заняла Наталья Суворова.
В отличие от прежнего главы ведомства Валерия Емеца, она родом из Рязанской области. Родилась в Касимове, училась в Рязани. Окончила Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, работала в администрации Касимова при одиозном мэре Федоре Провоторове, в партии «Единая Россия», позже – в правительстве Ивановской области, где в 2020 году возглавила департамент внутренней политики. После своего увольнения, которое, по данным наших источников, не было добровольным, работала на выборах – летом готовила одну из избирательных кампаний на Дальнем Востоке. В августе встречалась с Павлом Малковым и, видимо, произвела на врио губернатора нужное впечатление, так как вскоре после отставки Емца 46-летнюю Суворову рассматривали как наиболее вероятную кандидатуру на освободившееся место.
Ведомство ограниченных возможностей
Новую должность Натальи Валентиновны не назовешь расстрельной. Ситуация на рынке труда зависит от множества макроэкономических и геополитических факторов, повлиять на которые чиновник такого уровня не может. Работа с наименее защищенными слоями населения – инвалидами, пенсионерами, детьми из малообеспеченных семей куда более осязаема. Проблемы в этой сфере – одна из излюбленных тем для СМИ и комментаторов в соцсетях.
Но возможности министра разобраться в конкретном случае и адресно помочь человеку или семье часто ограничены. Бюджетом и способностью убедить первое лицо области использовать на эти цели резервный фонд губернатора.
Ориентиры далекие и близкие
Конечно, у социальной политики есть стратегические приоритеты, которые были изложены в предвыборной программе Павла Малкова. Но ориентиры эти достаточно туманны и не по каждому из них можно добиться стопроцентного результата. Итак, социальный блок малковских обещаний содержит шесть задач:
1. Снижение сроков назначения мер социальной поддержки в три раза.
Звучит заманчиво, но какая разница для инвалида или пенсионера, сколько дней – 30 или 10 он ждал ответа, если в просьбе отказано.
2. Обеспечение к 2024 году всех инвалидов и нуждающихся пожилых людей социальным обслуживанием в рамках проекта долговременного ухода, в том числе с оплатой ухода привлеченным родственникам.
С этой целью необходима разработка программ выявления семей, осуществляющих самостоятельный уход за пожилыми родственниками или инвалидами с признанием нуждаемости и включение этих семей в систему долговременного ухода. Кроме того, планируется обеспечить оплату труда по уходу за родственниками через механизм самозанятости с предварительным обучением профессии – помощник по уходу – в рамках федерального пилотного проекта.
Проект «Родственный уход», действительно, реализуется в нашем регионе, но о числе его участников и механизме финансирования пока ничего неизвестно.
3. Создание в 2024 году центра комплексной социальной и медицинской реабилитации в поселке Солотча.
4. Завершение реконструкции санатория «Сосновый бор».
Любопытно, что ремонтные работы в «Сосновом бору», на базе которого власти собирались организовать реабилитационный центр, должны были завершиться в сентябре этого года. Но вместо них завершилось расследование уголовного дела о махинациях с имуществом санатория.
Или в предвыборной программе идет речь о двух разных объектах, но зачем в одной Солотче два учреждения одинакового профиля?
5. Введение к 2024 году электронных сертификатов на товары, работы и услуги в сфере социальной защиты, в том числе на обеспечение людей с инвалидностью средствами адаптации, а семей – товарами для новорожденных.
Этот пункт – один из самых сложных для выполнения, ведь он целиком зависит от поступления бюджетных средств из федеральной казны и возможностей отечественной промышленности в непростых условиях импортозамещения.
6. Создание единого контактного центра для обращений граждан с целью получения полной информации по социальной поддержке и социальному обслуживанию.
Самый легкий пункт, не требующий серьезных финансовых вливаний. Достаточно лишь грамотно распределить время и обязанности сотрудников, сидящих на горячих телефонах Минтруда.
Пляски у демографической пропасти
А вот за восемь дней до назначения Натальи Суворовой на новую должность ее ведомству сделали сомнительный подарок. 17 октября часть полномочий министерства образования Рязанской области передали министерству соцзащиты.
Теперь Наталье Валентиновне и ее подчиненным предстоит заняться:
– «определением основных задач и направлений в сфере демографического развития;
– формированием и реализацией региональных программ в сфере демографического развития, включая предложения по координации;
– обеспечением межрегионального и международного сотрудничества в сфере демографии;
– проведением мониторинга реализации концепции демографического развития в Рязанской области;
– анализом зарубежного опыта и опыта субъектов Российской Федерации в сфере демографической политики, и в случае необходимости – использованием его в практической деятельности».
Задача поднять рождаемость в дотационном Рязанском регионе стоит шести целей, обозначенных в социальном блоке предвыборных обещаний Малкова. Но фон для таких свершений совершенно безрадостный.
По данным Росстата, с начала 2022 года, а точнее – с января по август, в Рязанской области зафиксировано самое большое в стране падение рождаемости. Согласно этим цифрам, за этот период в Рязанской области родилось 4709 малышей. В прошлом году за первые восемь месяцев – 5540 детей. Число родившихся в Рязанской области по сравнению с данными 2021 года уменьшилось на 15% – это самое большое падение среди всех регионов РФ. В среднем по России число родившихся снизилось на 6,2%. Снова был зафиксирован и рост младенческой смертности: в 2021 году за этот период умерло 30 детей до года, в 2022 году – 38 малышей.
При таких показателях даже министру с фамилией Суворова будет непросто добиться побед на демографическом фронте.
Иллюстрация: Георгий Титов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сиротские поБЕДЫ
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас