Рязанская пианистка, почти четверть века работающая в Португалии, по-прежнему вызывает восторженные эмоции у коллег и учеников
Присутствие Галины Болховитиновой на столетии музыкального колледжа Рязани было бы одной из незабываемых ярких нот в партитуре большого праздника. Галина Николаевна – еще одна яркая страница в истории Рязанского музыкального колледжа имени Пироговых, столетие которого с каждым днем все ближе, а наша сегодняшняя героиня вместе с круглой датой колледжа готовится отметить и свой собственный, не менее серьезный и значимый юбилей.
Увидев эту энергичную женщину, я тотчас же попала под ее обаяние и энергию, а информация о почтенном возрасте показалась мне каким-то недоразумением. Больше двух часов мы говорили с Галиной Николаевной, которая уже двадцать три года живет в португальском городке Томар, куда была приглашена на работу по контракту в лихие 1990-е годы, и осталась там навсегда.
Не будет преувеличением сказать, что имя Галины Болховитиновой не сходит с уст музыкантов города и не забыто за его пределами. О ком бы я ни писала, с кем бы мы ни говорили об истории колледжа, о ней вспоминают охотно и восторженно, потому что история музыкальной жизни Рязани немыслима без ее творчества.
Вспоминает А.В. Симутова: «Самые добрые воспоминания у меня остались от общения с ней. В ее классе камерного ансамбля я работала иллюстратором. Она – прекрасный музыкант. Но главное то, что она очень порядочный человек. Это важно в музыке, которая несет собой чувства добрые».
В Рязани десятилетняя Галя оказалась после войны, куда семья переехала из Ульяновска. Рязань открылась Галине первой музыкальной школой, обучением в классе Г.М. Мироновой и консультациями у самой Е.Д. Аглинцевой, чье имя сегодня носит старейшая ДМШ города.
Десятилетка была окончена с серебряной медалью, но, выбирая между врачом и музыкантом, Галина остановилась на музыке, потому что неожиданный поход в анатомичку отбил у нее всякое желание связывать жизнь с медициной. Родители поддержали выбор дочери, и девушка оказалась сразу на втором курсе музыкального училища. Она попала в класс Н.А. Колдаевой, затем было поступление в институт имени Гнесиных, в класс М.А. Гурвич (ученицы великого Н.К. Метнера), и пять лет обучения у выдающегося педагога страны. Это время до сих пор вспоминается с благоговейным трепетом.
Затем была работа по распределению на Дальнем Востоке, где Галина преподавала в музыкальном училище и вела «Музыкальные страницы» на местном телевидении. Ей довелось исполнить с симфоническим оркестром Владивостока Четвертый концерт Рахманинова, что стало значительным событием в ее жизни. А потом из Рязани на нее пришел запрос, и в 1967 году Галина Болховитинова приступила к работе в Рязанском музучилище. Два года она возглавляла отдел камерного ансамбля, после – отделение специального фортепиано, которым успешно руководила более двадцати лет.
Вспоминает Н.Л. Сергунова: «Галина Николаевна – очень серьезный музыкант и педагог. Я тогда работала замом директора и могу сказать, что именно она подняла работу на такую высоту, которую отдел поддерживает до сих пор. С нее началась новая эпоха, и это не пустые слова. С большой благодарностью вспоминаю работу с ней и считаю, что ее отъезд стал невосполнимой потерей для города».
Тогда же, вернувшись в Рязань, Галина Болховитинова начинает работать в филармонии в составе трио. Они много ездили по области, выступали в Москве и Германии: Тамара Иванишко (виолончель), Татьяна Соколова (скрипка), Галина Болховитинова (фортепиано). Потом пришла Лариса Якубовская. Она вспоминает: «Незабываемые годы общения – десятилетие творческой дружбы! В 1986-м именно от Галины Николаевны поступило приглашение войти в состав трио. По четыре часа репетировали у нее дома. Меня, неопытную, тепло приняли в свой круг. Казалось, что не было разницы в возрасте, быстро я почувствовала себя своей. Она – лидер по натуре, но при этом – очень деликатная, творческая, интеллигентная. Вспоминаю эти годы с большой радостью и до сих пор очень жаль, что наше общение оборвалось».
«Много потрясающей музыки написано для трио, – говорит Галина Николаевна. – Чайковский, Рахманинов, Брамс, Шостакович. Мы звучали на радио, нас записывало телевидение. Последний концерт состоялся перед моим отлетом в Португалию».
И ее музыкально-педагогическая жизнь складывалась успешно. Учениками она гордится. Соня Виноградова стала замечательной пианисткой, жила и работала в Лиссабоне, Леонид Еремин – композитор и пианист, живет в Санкт-Петербурге, гастролирует по Европе, Ирина Поташник в Санкт-Петербурге работает концертмейстером в консерватории, а Наталья Гурман уехала вместе с мужем-скрипачом в Германию.
Галина Николаевна с теплом называет имя Людмилы Овчинниковой (Журавлевой), признанную коллегами лучшим концертмейстером РМК. А Лариса Петунина, у которой фортепиано не было специальностью, оставила след в памяти Галины Николаевны как «девочка тонкой душевной организации и высокой культуры».
Вспоминает Л.В. Петунина: «В 1978 году я попала в класс Галины Николаевны, что было огромным везением не только с точки зрения игры на инструменте, но и для общего развития как музыканта. Галина Николаевна стала для нас образцом во многих отношениях – и как музыкант-пианист, и как чуткий, тактичный, интеллигентный человек и обаятельная женщина. На уроках царила только музыка. Сколько же терпения, педагогического такта и уважения к студенту проявляла она, когда мы, пятнадцатилетние, бывали такими самоуверенными! И вот педагог находит нужные слова, метафоры, сравнения, и проблема сразу становится понятной. До сих пор помню ее «Эолову арфу» в начале ми-мажорной Арабески Дебюсси! Но она и прекрасно играла, объяснение дополнялось блестящим показом. Галина Николаевна учила нас «интонировать смысл», чувствовать красоту звука, понимать стиль. И репертуар подбирался так, что каждое новое произведение поднимало ученика на ступеньку выше в техническом и художественном плане. Мой низкий поклон прекрасному человеку, музыканту, педагогу – Галине Николаевне Болховитиновой».
Слов благодарности в ее адрес сказано много, а к ученикам рязанским прибавились и португальские, которым Галина Николаевна помогла обрести профессию музыканта.
Но что же повлияло на ее отъезд из России?
«Я не искала работу, – говорит Галина Николаевна. – Работа меня нашла».
Одна из ее учениц – Софья Виноградова, переехавшая в Португалию, рекомендовала ее на работу на Азорские острова. Даже сегодня это кажется какой-то авантюрой, а уж тогда – и подавно. И кто бы мог подумать, что гейзеры и вскипающую землю, апельсиновые рощи и величественный океан можно увидеть воочию, а не глазами Юрия Сенкевича в «Клубе кинопутешествий».
Галина работала в консерватории и занималась концертами, ездила по островам. Потом ей предложили место на континенте, а в Рязани обещали ждать два года. Жизнь в России резко поменялась и оказалась такой шаткой, что стабильность и устроенность португальского бытия перевесили: Галина Николаевна осталась в маленьком и уютном (старше Рязани) туристическом городке Томаре.
Вопрос о невозвращении Галины Николаевны на Родину не стоит. Она не взяла португальского гражданства, живет в съемной трехкомнатной квартире, потому что ей это удобно, хотя могла бы и купить, но не видит в этом смысла. Почти четверть века за пределами Родины. Английский и португальский языки – в хорошем активе, но и русский старается не забывать, а там, где есть возможность, общается только на родном языке. Каждое лето приезжает в Рязань, чтобы увидеть родных. В Португалии официально разрешено работать до семидесяти лет, но из всякого правила бывают исключения, под которое и попала Галина Николаевна, потому что как раз и относится к той редкой высокопрофессиональной когорте специалистов, время выхода которых на пенсию не регламентируется возрастным цензом. Ее ценят в Португалии и не хотят терять, а она, живя там, тоскует по пушистому снегу и хорошим морозам. Но, приехав сюда, скучает по теплу португальского городка и безбрежной красоте океана.
В 2009 году был у пианистки концерт в рязанском Камерном зале. Галина Болховитинова приезжала вместе с талантливым кларнетистом Бруно Граса. Их дуэт «Элегия» хорошо известен в Португалии, которая считается очень музыкальной страной, поэтому и оценили там мастерство и талант нашей землячки. Она много концертировала, играя с французским трубачом Кристианом Лежером, с португальским флейтистом Нуно Инасио, испанским скрипачом Пабло Коррейро. А в испанском городе Сантандер с большим успехом прошел ее мастер-класс.
Когда Галина Николаевна приезжает в Рязань, то обязательно приходит в училище (не привыкнет называть его «колледж») и берет класс – поиграть, чтобы не терять форму в отпуске. Очень хочет приехать на юбилей РМК, которому отданы двадцать восемь лет. Присутствие Галины Болховитиновой на столетии музыкального колледжа было бы одной из незабываемых и ярких нот в партитуре большого праздника.
Ольга МИЩЕНКОВА