Регулярное прикосновение к цирку – один из верных способов продлить счастливое детство
Когда ты еще маленький и не придавленный взрослыми обязанностями человечек, жажда праздника у такого существа почему-то намного больше, чем у больших тетей и дядей, утомленных будничной круговертью. Нынешним детям, закормленным развлекательными центрами, голливудским кино-фастфудом и всемогущими гаджетами, не понять предвкушения от похода в кукольный театр, луна-парк или цирк.
Размашистый автограф Кио
В середине 1980-х представления в рязанском цирке обычно давались в выходные дни и начинались в 11:30, 15:00 и 19:00. Билеты стоили в среднем полтора рубля, то есть в пятнадцать раз дороже пропуска в кино на детский сеанс. Первый раз меня повели в напоминающее сверкающий шатер здание, наверное, году в 82-м. В Рязань приехал известный на весь мир иллюзионист Игорь Кио со своим знаменитым номером, где лежащую в ящике женщину распиливают на две части.
Пятилетнему мальчугану было трудно запомнить и понять все детали спектакля. Самым красочным впечатлением почему-то стала фигуристая девушка в золотистом платье, которая раздавала зрителям фото с размашистым автографом знаменитого фокусника.
Даже если пауза между этими путешествиями в сказку была долгой, образ цирка с его интригующими запахами, волнующей обстановкой, искусными обитателями для меня оживляла русская литература – новеллы Куприна, чеховская «Каштанка», детские рассказы Драгунского и повести Василенко.
Градусник вместо тюленей
Удовольствие, которое я испытывал, находясь в нескольких метрах от арены, можно сравнить разве что с поеданием многослойного маминого «Наполеона» либо с незапланированной, но желанной поездкой на дачу или в лес.
Помню, как я ликовал, когда за отличное окончание первого полугодия во втором классе примерному ученику подарили билеты в цирк на зимнюю сказку «Тайна волшебного ларца».
И по-белому завидовал моим одноклассникам, которые попали на шикарное представление и видели там дрессированных тюленей! А я, как на грех, простудился, лежал под двумя одеялами с градусником под мышкой и только мечтал посетить это завораживающее зрелище и полакомиться вкуснейшим мороженым в цирковом буфете.
Китайский шик
Конечно, удивительные номера в исполнении феноменальных артистов иногда можно было увидеть по телевизору. Но фрагменты всемирного фестиваля в Монте-Карло показывали очень редко. Зато если в программе передач я натыкался на эту трансляцию, то несколько дней готовился заворожено смотреть на чудеса эквилибристики, акробатики, жонглирования и дрессуры.
Особый восторг вызывал китайский цирк, об особой магии которого еще в раннем детстве мне рассказывал папа. Номер, в котором артист бросает острые ножи в ящик, где лежит женщина, и в финале героиня выбирается из своего убежища целая и невредимая, вызывал неподдельный страх и настоящее восхищение.
Именно это возвышенное чувство возникает у меня и сейчас, когда наблюдаешь за фантастической работой людей с почти неограниченными возможностями, становишься свидетелем потрясающего понимания между человеком и зверем и искренне смеешься над теплым и лучистым юмором талантливых клоунов.
Денис ПУПКОВ