В начале 90-х инновационные идеи муниципальной власти уберегли город от коллапса
13 марта исполнилось 28 лет Союзу российских городов – общероссийской организации, созданной в 1991 году, чтобы отстаивать интересы местного самоуправления. Инициатором создания и ее первым президентом был мэр Рязани (с сентября 1991-го по 1994 год) Валерий РЮМИН, ныне отбывающий наказание в ИК-5 в селе Клекотки Скопинского района.
О том, как в те далеко не простые времена удавалось отстаивать интересы города на региональном и федеральном уровне и чему не грех поучиться нынешним руководителям областного центра, вспоминает на тот момент заведующий государственно-правовым отделом Рязанского городского Совета Владислав ЛОМИЗОВ.
Спонсоры городской казны
– Из Мюнстера Валерий Рюмин привез идею создания казны города, которую хотел распространить на весь Союз российских городов. Мэра Рязани принимали в немецком городе как почетного гостя. Показали и казну города: изделия из золота с драгоценными камнями, блюда, подносы, бокалы, подсвечники... Изделий сотни, сотни килограммов золота. В Мюнстере золотые изделия дарили предприниматели, банкиры, все, кто открывал свое дело в городе. Это был почетный долг местных деловых людей. По их подобию решили поступить и в Рязани.
Мэр обратился за поддержкой к Тамаре Пигиловой, которая в то время была директором Рязанского областного филиала Центрального банка России. Тамара Александровна поддержала идею и желание мэра собирать казну города с банкиров. Начали с золотой, украшенной драгоценными камнями и гербом города цепи. Банкиры откликнулись на начинание и собрали средства на первый вклад в казну города. Кстати, по настоянию Рюмина изготовили цепь рязанские ювелиры. Это была первая золотая цепь мэра в современной России.
К сожалению, вскоре Валерий Рюмин оставил пост мэра, а его последователи не смогли или не захотели продолжать начатое. Но вернуться к идее никогда не поздно.
Банк с подачи Хасбулатова
– А еще Рязань была первой и, как оказалось, единственной, где смогли создать свой муниципальный банк. Идея была такой: при участии Союза российских городов создать в стране сеть муниципальных банков, которые могли бы выдавать кредиты администрациям городов под серьезные проекты. Подобных примеров Россия не имела. Более того, на тот момент уже был принят закон о банках, по которому запрещалось создавать муниципальные банки, хотя идея была интересная и здравая.
Валерий Рюмин встретился с председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым и убедил его в порядке эксперимента создать в Рязани муниципальный банк, а через несколько лет по итогам работы снова вернуться к этому вопросу. На следующий день сессия Верховного Совета РФ приняла специальное постановление, разрешающее создание муниципального банка в Рязани. Так появился первый и единственный муниципальный банк г. Рязани имени С. Живаго. Но с уходом Рюмина идея открытия муниципальных банков была забыта. Хотя положительный опыт работы рязанского банка говорит о том, что идея очень перспективна. Возможно, к ней еще вернутся, видимо, время не настало, мы его опережали.
Вспоминая те дни, возникает ощущение, что оригинальные решения жизненно необходимых для города вопросов возникали как будто ниоткуда. Так было с решением транспортной проблемы.
Как Рюмин продал обком
– Это сегодня по улицам Рязани не проехать. Личный автотранспорт заполонил дороги, а в начале 90-х годов двадцатого столетия все было не так. Машин в личном использовании было мало и все передвигались на автобусах и троллейбусах. Маршруток, кстати, тоже не было.
Помню осень и зиму 1991 года. Первую зиму новой власти в Рязани. Троллейбусы и автобусы старые, парк машин изношен, контактные провода троллейбусов беспрерывно рвутся. Мороз, возмущенные рязанцы перекрывают улицы и требуют мэра.
Валерий Рюмин выходит к людям. Толпы замерзающих на остановках людей развозят военными автомобилями. Но это не выход. Необходимо было решить транспортную проблему: требовалось 150 единиц троллейбусов, автобусов и не менее 30 км контактного провода. На это требовалось более 100 млн рублей, но их нет и взять негде. Город нищий.
Валерий Рюмин вызывает руководителей отделов, в том числе и меня, и ставит задачу: надо забрать недостроенное здание обкома КПСС на улице Революции, заложить его и на эти деньги купить транспорт. Предложение нелепое, авантюрное. Здание строилось не на деньги города, городская власть никакого отношения к нему не имеет. Мэр говорит: «Раз в городе – значит, наше, а КПСС больше не существует».
«Но ведь здание заберет правительство РФ», – прозвучали возражения.
«Вот пока не забрало, напишите мне документы на право владения этим объектом. Главное, оно пока ничейное. На всё про всё одни сутки», – отчеканил Рюмин.
Юристы мэрии не спали сутки. Подготовили кое-какие документы, поставили здание на баланс города. Приложили обоснование, в том числе и такое, что у правительства РФ нет денег для окончания строительства, а здание разрушается. Мол, просим передать городу Рязани его на баланс.
Валерий Рюмин уехал в Москву. Как он убеждал председателя правительства не знает никто. На следующий день вернулся, на руках было постановление о передаче здания обкома КПСС (недостроенного) на баланс г. Рязани.
Мы были в цейтноте. Здание города, но кому оно нужно, без окон, дверей, полов, систем водоснабжения, отопления. Полная разруха.
От мэра новая вводная: готовить документы на передачу здания Центральному банку России и договор на закупку 120 троллейбусов, 30 автобусов и 30 км контактного провода.
Тамара Пигилова
Валерий Рюмин уговаривает Тамару Пигилову ехать с ним в Москву к руководству ЦБ России и купить для Рязанского филиала недостроенное здание.
Приятель Валерия Рюмина, первый заместитель председателя ЦБ Владимир Петрович Рассказов провел рязанских представителей к председателю ЦБ Георгию Гавриловичу Матюхину. Разговор был непростой, но продуктивный. Предложение рязанцев было принято. Валерий Рюмин выехал в г. Энгельс на троллейбусный завод, который стоял из-за невозможности продать свою продукцию. И вдруг такой заказ.
Обрадовались и на Ликинском автобусном заводе. В течение месяца Рязань получила новые машины. Транспортная проблема, несмотря на невозможность ее решения, в Рязани была решена, как минимум, на 15 лет.
Создавалось впечатление, что мэр Рязани был человеком экстремальных ситуаций.
Транспорт в Рязани появился, но как осуществлять пассажирские перевозки по совершенно разбитым, давно не ремонтированным дорогам. Какие рессоры выдержат?
Надо отдать должное молодой команде мэра. Замом был Николай Бодягин. Он занимался, в том числе, и связями с промышленными предприятиями. От этой команды и пришло предложение закупить немецкую дорожную технику и новый асфальтный завод. Закупить в счет будущей оплаты должен был Рязанский нефтезавод, он поставлял и мазут для асфальта. Директор завода Юлий Романович Василенко с мэром Рюминым подписали договор.
Уже в мае на улицы Рязани вышла невиданная доселе техника. Фреза, срезавшая асфальт, новые асфальтоукладчики, которые как луноходы шли по улице, горелки разогревали асфальт. Рязанцы, словно на экскурсию, специально ездили смотреть на работу невиданной техники.
Вскоре Первомайский проспект было не узнать. А за ним ремонт провели на улицах Астраханской (Ленина), Революции, Циолковского, Куйбышевском шоссе, Есенина, Гагарина. И это при отсутствии денег в бюджете.
Потом появились первая в России муниципальная милиция, первая финансово-строительная компания... Мы, рязанцы, были первыми в лихие 90-е. А что мешает стать первыми сегодня?
Владислав ЛОМИЗОВ