В 2014 году «Новая газета» опросила известных рязанцев, решив выяснить, что городу не хватает для улучшения туристической привлекательности. С тех пор прошло пять лет. Тему подхватили на уровне областной власти. Но что реально за эти годы изменилось к лучшему, что – к худшему, а что осталось в прежнем виде?
Вокзалы – ворота города
На заре нынешнего экономического кризиса рязанцы охотно перечисляли, что именно в собственном городе и регионе им не нравится. Например, отдельно говорили о вокзалах как «воротах города» для прибывающих туристов без личного автотранспорта:
«От «Рязани-1» надо идти до остановки через стройплощадку, незаконный рынок и питейные заведения. Около «Рязани-2» – стихийный палаточный рынок и сомнительные заведения. У автовокзала – странный надземный переход-барахолка, нет даже нормальной парковки…» – указывал в 2014 году архитектор Илья Стюхин.
Пять лет спустя территории, о которых он упоминал, гораздо более благоустроены. Правда, перед «Рязанью-1» площадь по-прежнему является не визитной карточкой города, а большой автопарковкой. По-прежнему осталась низкой транспортная доступность вокзалов: на «Рязани-1» можно увидеть всего два маршрута городского транспорта, на «Рязани-2» – четыре, на автовокзале «Приокский» – три. Только автовокзал «Центральный» выручает его расположение на оживленном Московском шоссе.
Маршрут по узкой обочине
«Нужен обустроенный туристический маршрут по городу: указатели, информационные панели, возможность для пеших туристов комфортно передвигаться по городу, не пробираясь через забитые автопарковки. На маршруте должно быть хорошее освещение, оригинальные скульптурные композиции», – с таким предложением пять лет назад выступил Виктор Шляхин, соратник знаменитого путешественника Михаила Малахова.
И этот пешеходный маршрут появился в 2017 году, вместе с городским информационным туристическим центром. Он проложен по улицам Почтовой, Соборной, Семинарской, Павлова и Первомайскому проспекту, образуя кольцо с основными достопримечательностями (памятниками Олегу Рязанскому и Евпатию Коловрату, Рязанским кремлем, музеем ВДВ, домом академика Павлова). Вдоль этого маршрута есть и указатели, и светящиеся информационные панели, установку которых «повесили» на богатые бизнес-структуры, и карты города.
Правда, 200 метров маршрута пролегает по участку улицы Соборной, где до сих пор идет стройка нового музейного комплекса. И туристам-пешеходам уже два года предлагают двигаться вдоль нее по узкой грязной обочине дороги. А потом толпиться на перекрестке в длительном ожидании, когда загорится зеленый.
Предложение о «нормально работающем общественном транспорте» и «туристических проездных билетах на 1-2-3 суток», которое тоже исходило от Виктора Шляхина в 2014 году, пока так и не реализовано. Комфортабельных рейсовых автобусов в Рязани мало, а через интересные для туристов места проходит слишком мало маршрутов (мимо Рязанского кремля – 1, по улице Семинарской – ни одного, к Лесопарку – 3)
Коричневый знак: поворачивай!
– Когда едешь по Европе, кроме обычных синих и белых дорожных табличек встречаются коричневые – они указывают местные достопримечательности: замок такой-то, музей такой-то. Можно ничего не изобретать, взять за основу европейский опыт, остальное сделает бизнес, – считал пять лет назад предприниматель и глава Экологического рязанского альянса Евгений Рыбаков. – А в Рязани для начала надо сделать хотя бы улицу Щедрина и Подбелку.
Удивительно, но коричневых табличек в городе сейчас довольно много. Да и реконструкция улицы Почтовой (в сознании многих горожан еще носящей название Подбелка) прошла в 2014-15 годах. Пешеходную зону выложили плиткой, поставили фонари и скамейки, наконец-то сделали невозможным въезд туда автомобилей, а в 2017-м смонтировали над улицей «светящееся небо». Чего достигнуть не удалось – так это привлечь в дома вдоль улицы развлекательные заведения, которые были бы большинству горожан по карману. Это хорошо видно во время летних фестивалей и праздников: компании молодых людей, посмотрев выступления артистов, не садятся в здешние кафе, а уходят на улицу Соборную или в соседние торговые центры – цены кусаются везде, кроме «Трактира» на Мюнстерской.
Рядом с Почтовой появилась еще одна большая зеленая зона отдыха – Лыбедский бульвар. Если пять лет назад это был просто живописный заросший овраг с немногочисленными асфальтовыми дорожками, в 2016-18 годах он превратился в парк с аллеями, газонами, фонтаном-водопадом, скульптурами (как настоящими у гостиницы «Старый город», так и пластмассовыми перед Рязанским цирком).
Шар Крякутного, туалеты и переходы
«Здорово, что в прошлом году поставили памятник грибами с глазами, – говорила в 2014 году Анна Керносова. – Есть и другие идеи памятников в нашем городе. Например, есть легенда, что первый воздушный шар был запущен именно у нас. Чем не повод?»
То, о чем она говорила, реализовано – памятник аэростату Крякутного возник в Верхнем городском саду (так называемом «Наташином парке»). Правда, достопримечательность «не раскручена»: паломничества к нему не наблюдается, в интернете селфи с ним тоже не распространены.
Самое сложное задание рязанским властям дал пятилетку назад активист пешеходного движения Григорий Кольцов. Он предлагал: «Оборудовать побольше указателей, показывающих, где находятся туалеты, где можно зарядить сотовый телефон или планшет. Оборудовать пешеходные переходы на всех без исключения перекрестках Рязани, для каждой из сторон улицы. Оборудовать водные фонтанчики для питья в жаркое время года или установить аппараты по продаже копеечной газировки на оживленных перекрестках…»
В этом направлении нет никакого продвижения. Чтобы поставить указатели на общественные туалеты, надо эти туалеты оборудовать, а в Рязани даже голубые пластмассовые кабинки встретишь не во всех людных местах: горожане все больше приучаются пользоваться туалетами кафе и торговых центров. Официальных переходов с годами тоже становится не больше, а меньше: например, через Первомайский проспект (на всем протяжении) в 2012 году их было двенадцать, а сейчас осталось восемь.
Побольше бы умных голов
Пять лет назад рязанский юрист Роман Сивцов предлагал создать организацию, которая состояла бы из представителей фирм, специализирующихся на приеме гостей города. Именно это собрание заинтересованных людей смогло бы лучше составить программы расходования государственных средств, выделяемых на развитие туризма. Эта же организация могла бы послужить поставщиком идей по рекламе нашего региона за его пределами.
Фактически новый губернатор Николай Любимов дважды инициировал обсуждения, на которых специалисты и общественники должны были представить свои советы – конференцию летом 2017-го в библиотеке имени Горького и лекторий летом 2018-го в рамках «Форума древних городов». В советах недостатка не было, но четкой «дорожной карты» не написано до сих пор. Не потому ли, что организацию так и не создали и полномочий ей не делегировали?
Андрей ШАМИН