Широкий резонанс среди культурной общественности Рязани вызвало известие о грядущей отставке директора ГКО «Рязаньконцерт» Николая Панина. В городе упорно ходят слухи о назначении на эту должность человека, далекого от искусства. Многие опасаются, что это приведет к краху активной концертной деятельности в регионе.
Уважаемый Олег Иванович!
Обратиться к Вам заставила тревога за судьбу нашей Рязанской филармонии. Областной комитет по культуре и туризму Рязанской области отказался продлевать контракт с директором ГАУК «ГКО «Рязаньконцерт» Николаем Паниным. Уже 3 мая этого года он должен покинуть свое место работы. Председатель комитета Елена Царева объяснила в прессе, что это решение продиктовано необходимостью принятия срочных мер по выводу концертного объединения из кризиса. Такое объяснение вызывает, мягко говоря, недоумение. Из какого кризиса?
За минувший сезон филармония (так проще называть) выполнила спущенный ей план по количеству концертов, зрителей и доходов на 160 процентов. Более 500 концертов были организованы в Рязани и области (почти по 70 в месяц), на которых побывали 180 тысяч зрителей. Такими успехами не каждый регион может похвастаться. Все это сухие цифры, но за ними стоит огромный труд коллектива филармонии и его руководителя.
Афиши филармонии говорят сами за себя. Лауреаты международных конкурсов, великие музыканты: Д. Мацуев, Ю. Башмет, В. Спиваков, Н. Луганский, К. Родин… Такой звездопад исполнителей мирового уровня, дающих в России считанные концерты, возможен только в столице и городах с миллионным населением, где большие зрительные залы и выше финансовые возможности. А они каждый год приезжают в Рязань, которой даже нет в планах их гастролей. Мы часто – внеплановые. Концерт коллектива Ю. Башмета в Москве стоит миллион рублей. А у нас он дает его за 120 тысяч, чтобы билеты были доступны рязанским зрителям. Поинтересуйтесь, сколько стоят у нас билеты на живых классиков? Вы удивитесь: от ста до тысячи рублей! А на Мацуева в Москве поклонники готовы выложить несколько тысяч. Мы не случайно акцентируем внимание на этих деталях, чтобы особо подчеркнуть возможность наших жителей приобщиться к лучшим образцам мирового исполнительского мастерства.
Музыкальная манна не свалилась к нам с неба просто так. Многие большие артисты едут в Рязань из особого расположения к Николаю Панину, считая его полноправным коллегой своего творческого цеха. И это заслуга по праву. Н.Панин – сам музыкант высокого класса, скрипач, участник 6 международных фестивалей, лауреат международной премии «Виват, маэстро!» Заслуженный работник культуры, обладатель гранта президента России, член корреспондент Международной академии культуры и искусства.… Такого человека ценят. С таким человеком хотят общаться в музыкальном мире, где царит свой язык, свое взаимопонимание и мироощущение. С ним легко согласовать репертуар, организовать совместные выступления с рязанскими коллективами. Любой новичок на его месте должен потратить годы на завоевание такого авторитета и признания. Пока мы не видим достойной замены Н.Панину.
За 12 лет руководства концертным объединением Н.Панин много сделал для него: от обустройства здания, покупки инструментов до создания необходимых условий для развития своих творческих коллективов. С успехом проходят выступления в Рязани, в России и за рубежом артистов Рязанского русского народного хора, квартета «Парафраз», хора Праскевы Пятницы, камерного и симфонического оркестров. Уже забыты времена, когда на концертах областного симфонического оркестра в зале сидело пять-шесть человек. Сегодня, с приходом талантливого дирижера Сергея Оселкова – аншлаг! Уровень оркестра настолько высок, что Фонд Спивакова специально вызывал его в Ярославль (где есть местный симфонический), играть со своими музыкантами. Или недавний пример. За неделю до гастролей в Рязани Д. Мацуев сменил репертуар, и наш симфонический оркестр, с которым должен был играть великий музыкант, за этот немыслимо короткий срок разучил сложнейшие произведения Прокофьева. Выступление имело грандиозный успех. И это кризис филармонии?! К сожалению, с отставкой ее руководителя мы можем потерять и талантливого дирижера, для которого был очень важен творческий союз именно с Паниным. Вот тогда точно будет кризис.
Руководителю концертного объединения вменяется в вину отсутствие музыкального лектория, абонемента. Но это, в конце концов, лишь форма работы, которую учреждение вправе само себе выбирать. Здесь вместо лекториев циклы концертов с привлечением ведущих московских артистов. Что же касается абонемента, то в ходе изучения зрительского настроения, оказалось, что небогатым рязанцам удобнее покупать разовые недорогие билеты, чем сразу выкладывать за абонемент полторы, две тысячи рублей. Все это необоснованные придирки. Главное-то в другом: филармония открыла рязанцам возможность приобщиться к большому искусству.
И не только горожанам. Рязанский симфонический оркестр выезжает в районы области. Маленькие дома культуры никогда не дадут большого сбора, чтобы окупить выступления. Покрывать издержки приходится из собственных заработанных филармонией средств. Более того, в оркестре всего 57 бюджетных ставок. А симфонии пишутся для состава минимум в 80 человек. Вот и приходится постоянно приглашать музыкантов из других областей на разовые выступления, выплачивая им гонорары.
У Е. Царевой сложилось ошибочное мнение, что сократив управленческий штат учреждения, а он не велик, можно решить проблему с набором артистов. Компетентный человек, понимающий сложную структуру филармонической деятельности, понимает, что расходы на концертную деятельность настолько велики, что часто без финансовой поддержки властей просто не обойтись. Но Н.Панин не стонет, крутится. Еще и направляет коллектив на благотворительную деятельность. Рязанский народный хор за сезон дал по области 40 бесплатных концертов. А это тоже большие затраты.
Артисты филармонии всегда старались поддержать губернатора. Во время празднования 65-летия Великой Победы все концерты для ветеранов проходили бесплатно. Почему же в этом году областной комитет по культуре проигнорировал их участие в праздновании Дня Победы? Если хотели таким образом наказать Панина, то получилось, что наказывают ветеранов.
Не хочется, Олег Иванович, перечислять все обвинения, предъявленные Царевой. Мелкие они на фоне той сложной, огромной и очень тонкой филармонической работы, которую профессионально выполняет Н.Панин. Вот сейчас, например, в десятый раз проходит конкурс юных вокалистов имени Александра Пирогова, открывший дорогу на сцену многим талантливым ребятам. А в планах у Панина – убедить Д. Мацуева провести в Рязани международный фестиваль «Крещендо», в котором принимают участие мировые звезды сцены. Ведутся переговоры с оркестрами В. Гергиева. М. Плетнева, П. Когана. Неужели вы лишите всех нас такой возможности увидеть и услышать этих знаменитостей, поддержав увольнение Н.Панина?! Проще, конечно, приглашать заурядных, неизвестных музыкантов, добиваясь лишь количественных показателей. Но именно высокое искусство формирует у людей высокую культуру и поведение, прививает правильные вкусы, создает в стране авторитет нашему краю. Заметьте, даже представители шоу-бизнеса, приезжающие в Рязань, являются его элитой. А ведь в этом вопросе можно скатиться к очень низкому уровню масскультуры, будь директором концертного объединения человек с примитивными музыкальными запросами.
Да, люди искусства часто эмоциональны, не сговорчивы, не удобны в общении. И очевидно, у комитета по культуре есть соблазн видеть руководителем филармонии более покладистого человека, пусть и менее компетентного. Это большая ошибка. Случайные, непрофессиональные, малоавторитетные люди загубят и работу концертного объединения, и его имя в музыкальном мире.
Уважаемый Олег Иванович, от лица многих рязанцев – завсегдатаев концертных залов просим вас вернуться к рассмотрению вопроса о несправедливой отставке Николая Панина и сохранить его на посту директора ГКО «Рязаньконцерт».
Михаил МАЛАХОВ, Герой России,
Тамара ЦУКАНОВА, Заслуженный работник культуры,
Тамара ПИГИЛОВА, Заслуженный экономист России,
Борис АНАНЬИН, дирижер,
Алевтина ТАРАСОВА, член Союза журналистов РФ,
Александр БАБИЙ, художник-педагог,
Галина ВИНОГРАДОВА, хореограф, кавалер ордена «Знак Почета»,
Татьяна ШЕСТАКОВА, доцент РГРУ,
Анастасия ВИНОГРАДОВА, редактор Телеканала «Россия»...
(всего около 70 подписантов, среди которых врачи, учителя, люди других профессий, пенсионеры, студенты)
70 подписантов