Восходящие звезды классической сцены рассказали рязанцам о «своем» Прокофьеве
Правильно отпраздновать день рождения композитора можно, лишь играя и слушая его музыку. 23 апреля весь мир отмечал 125-летие Сергея ПРОКОФЬЕВА. Отмечал, конечно же, концертами. Москва и Санкт-Петербург посвятили этой дате двухдневный музыкальный марафон, инициатором которого стал маэстро Валерий Гергиев. К акции благодаря прямым трансляциям в 52 странах мира присоединилась многомиллионная аудитория. Работал Виртуальный концертный зал и в Рязанской филармонии, которая влилась в общее движение. Юбилейной дате в нашем городе предшествовала череда музыкальных лекций и арт-проектов. Кульминацией стал концертный нон-стоп на большой сцене, подведший итог проекта «Прокофьев-Гала».
Симфония №1 «Классическая», Концерт для фортепиано с оркестром №1, Концерт для скрипки с оркестром №1 и симфоническая сюита из музыки к балету «Ромео и Джульетта» – так выстроилась программа юбилейного дня. Музыкальное приношение великому композитору преподнес Рязанский губернаторский симфонический оркестр. Бессменный маэстро Сергей Оселков в тот день работал за дирижерским пультом в паре со своим тамбовским коллегой Михаилом Леонтьевым.
Главными же гостями вечера стали приглашенные солисты Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано) и Степан Стариков (скрипка). Молодые артисты только-только перешагнули 20-летний рубеж. Но их профессиональная жизнь уже насыщена яркими выступлениями, участием и победами в престижных международных конкурсах. В наш город они приехали при поддержке федерального проекта, название которого вполне отвечает их статусу: «Звёзды ХХI века».
Открыть для себя талант молодых дарований рязанцы смогли на гала-концерте. Интересно, что сами выступления оказались волнительными вдвойне: и Арсений, и Степан впервые исполняли выбранные концерты Прокофьева. А перед выходом на сцену юные артисты рассказали «Новой», что для них значит имя Сергея Прокофьева. Итак, звёзды ХХI века о композиторе-солнце века ХХ.
Кристально ясный
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
– Любимых композиторов слишком много. Было бы глупо даже начинать перечислять, – рассказывает пианист Арсений ТАРАСЕВИЧ-НИКОЛАЕВ. – Мне, как классическому музыканту, и в частности пианисту, очень повезло: наш репертуар громаднейший по количеству и величайший по качеству. Больше всего я люблю тех композиторов, которых играю в данный момент. Поэтому Прокофьев уже давно занимает особое место в моем сердце. И репертуар я серьезно расширяю в сторону Прокофьева. Это один из тех композиторов, которых играть удобно и приятно.
Его сложные партитуры мне читать и учить проще, чем, например, рахманиновские. Несмотря на то, что Рахманинов – «это простая русская задушевная музыка», как сказал один известный живущий ныне музыкант... Но по количеству пластов это сложнейшая музыка! Прокофьев более прозрачный и доступный с позиций понимания музыки головой (я не говорю сейчас о восприятии). Он кристально ясный! Человек в 20 лет написал Первый концерт, который я сегодня буду играть. И, разучивая его, я лишний раз поразился, насколько ясная голова у него была!
Романтик или аналитик?.. Прокофьев – сказочник. Не хотел бы называть его романтиком, хотя он писал красивейшие мелодии. Прокофьев намного больший мелодист, чем Шостакович, его современник. И при этом он отлично понимает (на уровне Стравинского), что пишет и как это должно звучать. Идеальная чистота его мысли потрясает! Может быть, он и не романтик, но, безусловно, эмоциональный и очень солнечный в душе.
Эту солнечность ему удалось сохранить, несмотря на смутное время, в которое он жил. И, как мне кажется, это смогло состояться вот по какой причине: любой одаренный человек, по-моему, больше смотрит внутрь себя, нежели вокруг. Главная работа происходит внутри. И по-настоящему гениального человека несколько опосредованно интересует то, что происходит вовне. Прокофьев не позволял окружающему хаосу замутнить мысли и музыку. Не давал уродливому проникать в голову. Искусство сосредоточения – одно из главных в жизни человека, оно помогает ему оставаться собой.
…Всякий раз, когда я читаю биографию, дневники Прокофьева, меня переполняет радость. Он мне близок и интересен как личность. Если составить список великих людей, с кем бы хотелось познакомиться, то Прокофьев – как раз тот человек, с которым бы я хотел встретиться и поговорить.
Глоток свежего воздуха
– Прокофьев находится в числе моих любимых композиторов, – признается скрипач Степан СТАРИКОВ. – И это связано не только со скрипичными концертами. Люблю его камерную музыку, много раз имел удовольствие играть его Первую сонату (кстати, в ближайшее время будем исполнять ее с Арсением), эта музыка очень мне близка. Симфонические сочинения, фортепианные концерты – люблю все. Музыка Прокофьева – это не строгая классика, это нечто более едкое, задористое. Сам его характер как глоток свежего воздуха среди монументальной классики и высоких стилей. Музыка Прокофьева – это всегда что-то новое.
Он привнес очень много, и, сталкиваясь с его произведениями снова и снова, я всякий раз открываю нечто неожиданное. Это обогащает не только интерпретацию его произведений, но и весь мой репертуар в целом.
…Смею надеяться, что он мне близок. Никогда не испытывал дискомфорта, разучивая или играя его сочинения. Через несколько дней работы с текстом, все становится настолько естественно и понятно, что технических трудностей никогда не возникало.
Да, можно сказать, что в его сочинениях много конструктивного, но через эту призму переданы все эмоции и переживания, которые Прокофьев испытывал в жизни. Его чувства всегда сильны, слышны очень ярко, и, как мне кажется, в каждом произведении очень конкретны. Если у Чайковского, например, позитивные чувства могут быть «разбросаны» по эмоциональной шкале от радости до восторга и упоения, то у Прокофьева все четко. Если сарказм, то в чистом виде. Если грусть, то глубокая.
Музыка Прокофьева – это целый этап мировой культуры. Возможно, она не всем близка. Но она должна звучать! Надо знакомить зрителей и с биографией композитора, и с тем временем, в котором он жил и творил. Это, как минимум, интересно.
Вера НОВИКОВА