Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 28 июня 2012 г.
Потайные ящики Евгения Крупина
Рязанскому краеведу и просветителю удалось прочесть Полонского между строк


 
Есть диссиденты не только в политике, но и в искусстве, в литературе. Причем, зачастую, их взгляды не приемлешь, но интересно общаться с людьми яркими, нестандартными, необычными. Таковым оказался мой собеседник Евгений Николаевич КРУПИН. 
 
Невысокий, худощавый, с бородкой и в очках. Типичный интеллигент. Приносит свою книгу «Потайные ящики» толщиной в кирпич.
 
Вначале просто общаемся – хочу понять, что за человек (графоманов много развелось). Но позже, прочитав книгу, понял: глубокой души человек. Пусть и иначе, чем я, видит этот мир. 
 
Итак, Евгений Николаевич Крупин, человек с насыщенной судьбой. Окончил художественное училище, работал художником-оформителем и искусствоведом. Долгие годы он являлся научным сотрудником знаменитого Государственного Музея-заповедника имени Сергея Есенина в Константинове. Работал в архивах. Отдал много лет жизни для создания литературно-художественного музея Хвощинских, но, увы, этот музей так и не был создан. 
 
Еще Надежда Чумакова в 1982 году собиралась сделать из дома Хвощинских на улице Каляева (сейчас – Семинарская) музей, но Управление культуры порою глухо и немо. Уникальный архив семьи Хвощинских сейчас пылится в запасниках есенинского музея. Одна американская писательница в Йельском университете публиковала труды о Надежде Хвощинской, у нас о своих знаменитых земляках мало пишут. 
 
А вот Евгений Крупин пишет. Причем интересные книги. Он автор таких трудов как: «Я жил среди них…» (о художнике Баклевском), «Рождение музея» (о создании художественного музея Пожалостина). Его книга «Рязанский родословец» уникальна. Она была издана в двух вариантах. Здесь собрано много любопытных фактов о дворянских родах Рязанщины. Очень много было Евгением Николаевичем издано научных и исследовательских брошюр, статей. Причем не только в Рязани, а в различных городах нашей страны. Изданы и другие труды. Даже на пушкинского Онегина замахнулся и издал свой «Календарь романа». 
 
А теперь о книге «Потайные ящики – часть первая». (Забегая вперед: будет издана и вторая, она уже написана).
 
Титанический труд, кропотливый – работа  в архивах – это видно сразу. Обилие информации, которую необходимо осмыслить. Где-то согласиться с автором, где-то в силу определенных штампов – не согласиться. Книга и впрямь – кладезь информации, но при этом не страдает излишней «энциклопедичностью»: читается с удовольствием, слог ясный. 
 
Для себя открыл немало нового и о главном герое книги – художнике и поэте Якове Петровиче Полонском. Даже подзаголовок у Крупина говорит о многом: «Что можно прочитать между строк воспоминаний Якова Петровича Полонского…» Это книга о Полонском и не только, она и о его современниках – ярких, необычных, самобытных людях, каждый из которых по-своему интересен. Автор расставляет на них личные акценты, и в этом тоже необычность книги. Любителям русской словесности и истории – с удовольствием рекомендую. 
 
Лично я, благодаря «Потайным ящикам», открыл для себя нового интересного автора. И с любопытством буду ждать вторую часть...
 
Издранное
 
«…В ту пору я жил у бабушки и хорошо помню, как в непроницаемой темноте осеннего утра заходил ходуном наш дом, когда местные сапёры уничтожали Никольский храм. Их, видимо пригласили из воинской части, где некогда, до отъезда в Германию, служил мой отец, «сталинский золотопогонник». Казалось, что крепкий дом, который бабушка приобрела на улице Мяснорядской у наследников соборного протоиерея Ивана Суханова, вот-вот развалится на куски и погребёт всех нас. 

Накануне взрыва я и бабушка ходили смотреть обновившиеся росписи храма, уцелевшие на нескольких подкупольных столбах.

Огромные фигуры святых высились над десятками горожан, сгрудившихся на мокром снегу, налетевшем в полуразрушенный храм. Кто-то крестился, а кто-то болтал, пробуя высмеять чудо. 

Нимбы святых сияли, а лики их выглядели и жалостливыми, и суровыми. Мне показалось, что взоры их упиваются прямо в меня. Маленького, замёрзшего мальчика, уцепившегося за полу бабушкиного пальто. 

Бабушка говорила, что бегала из гимназии полюбоваться  Никольским батюшкой, служившим самозаб-венно и очень красиво. Она до глубокой старости осталась восторженной гимназисткой, выросшей на книгах Лидии Чарской, Клавдии Лукашевич и Алексея Писемского, которого почему-то очень любила…»
 
Евгений КРУПИН
«Потайные ящики – часть первая»
 
Евгений ЧУЙКО