Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 28 июня 2021 г.
Охочи до полномочий
 Рязгордума захотела влиять на назначение ключевых чиновников мэрии, но ее председатель и группа сочувствующих упорно отбрыкиваются от заманчивой перспективы

Депутаты Рязанской городской Думы собираются вернуть этому представительному органу власти полномочия, которых он лишился около десяти лет назад. Вопрос вновь обсуждался на заседании в понедельник, 21 июня. 

Речь идет о важных для Рязани кадровых решениях: назначении руководителей подразделений горадминистрации и директоров муниципальных предприятий. Раньше мэрия была обязана согласовывать кандидатуры с депутатами – и те могли их отклонить. Однако такие полномочия у Думы отобрали, и уже многие годы мэрия назначает директоров МУПов и собственных высокопоставленных сотрудников без оглядки на думу. 



Единственное, что ей оставили – согласование кандидатов на посты заместителей главы администрации. Однако этот препон мэрия обходит предельно просто: ее протеже работают с приставкой и.о. Пример тому Алексей Пустовалов. В качестве вице-мэра эту кандидатуру депутатам представили в марте. Протеже облправительства депутатов не устроил и они его кандидатуру не пропустили. С тех пор Пустовалов трудится… и.о. первого заместителя главы администрации, руководителя аппарата мэрии. Предшественник Елены Сорокиной на посту мэра Карабасов тоже был и.о. весь свой срок и  несколько не был ограничен в правах и полномочиях от этой приставки. Правда сейчас Карабасова судят в Советском суде Рязани.

Чтобы вновь реально влиять на важные назначения Думе нужно внести изменения в Устав города, а для этого – провести публичные слушания. С такой инициативой на недавнем профильном комитете и вышел депутат Александр Чайка («Единая Россия»). Раскол случился даже среди единороссов. Большинство присутствовавших коллег Чайку поддержали, однако председатель комитета Сергей Еремин («Единая Россия») заявил, что проект юридически не состоятелен. А после встал и ушел.

Вместе с главой Думы Юлией Рокотянской («Единая Россия»), которая тоже решила поприсутствовать на заседании. 

Если бы вопрос тогда утвердили, он бы автоматически поступил на рассмотрение всей Думы уже 21 июня. Но поскольку так не получилось, пришлось включать ручной режим – в понедельник в самом начале заседания ряд депутатов предложили вернуть вопрос в повестку дня. Однако Юлия Рокотянская изменять повестку категорически отказалась: взывала и к правилам работы гордумы, и к федеральному законодательству – вплоть до Конституции.

Активные сторонники изменений, в первую очередь Сергей Караев («Справедливая Россия») и Алексей Захаров (КПРФ), не отступали. Тогда на помощь Рокотянской пришел Сергей Еремин, упиравший на отсутствие подготовленного документа: с указанием времени, места проведения слушаний и прочими техническими нюансами. Без них – вот никак. 

Обсуждение длилось без малого 40 минут, после чего с трудом, но сошлись на следующем: помощники депутата Караева готовят бумагу в течение этого же заседания и вопрос внесут под его финал. Что и произошло. Спустя три часа. 

Тут в бой включилась начальник правового управления гордумы Нина Кононова. Ее вердикт: предложенный проект изменений в Устав не соответствует нормам федерального законодательства, а проект с местом/временем слушаний в правовое управление Думы вообще не поступил.

После недолгого, но снова бурного обсуждения, дрожащим голосом Нина Николаевна пояснила подробнее: участвовать в назначении руководителей подразделений горадминистрации и директоров муниципальных предприятий гордума больше не может. Внести изменения в Устав города, которые бы это разрешили – тоже нельзя. И это, по ее словам, нормы федерального законодательства. 

«Безусловно, могут быть разные мнения юристов. Насколько они обоснованны, может сказать только суд, – заявила Нина Кононова. – Мы изучили судебную практику: начиная с 2012 года аналогичные полномочия признавались недействующими. Кроме того, мы изучили Уставы муниципальных образований за 2019-2021 годы – таких полномочий в Уставах не предусмотрено. Проект, представленный депутатами, мы отправляли в прокуратуру и Минюст. Их заключение: документ противоречит действующему федеральному законодательству. 

После еще 40 минут прений председатель гордумы Рокотянская все же вынесла вопрос на голосование. Не преминув указать, что делает это вопреки регламенту, федеральному законодательству и заключению прокуратуры. 

Итог: из 40 депутатов 24 проголосовали «за» то, чтобы начать работу по изменению Устава Рязани и возвращению Думе право влиять на кадровые решения. 

От редакции

Что получается? То ли депутаты пошли не те, то ли соображалка стала подводить.

Большинство проголосовало за внесение в повестку, а работники аппарата думы пытались ссылаться на недостаточность каких-то составляющих в пакете документов проекта. То есть аппарат думы саботировал решение большинства депутатов, а не оказывал им помощь, за что они и получают зарплату. Странно, что депутаты тут же не отреагировали требованием увольнения начальника правового управления. Они могли это с голоса внести в общее решение думы, и глава обязана была тут же его исполнить. И после этого уже не надо было бы искать помощников и юристов для подготовки решение. Оставшийся аппарат по первому зову кидался бы оказывать техническую и консультативную помощь депутатам. Тем более, если их в этом вопросе оказалось почти две трети.
Екатерина СМБАТЯН