Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 28 июня 2021 г.
Механизмы реализации чиновничьей профанации
 Рязанские должностные лица отплевываются от назойливой общественности тоннами словесной шелухи

Согнулись над кипами,
расселись в ряд,
щеголяют выкладками,
цифрами пещрят.
Глотками хриплыми,
ртами пенными
вновь вопрос подымался в пленуме.
Все предлагали умно и трезво:
«Вдвое урезывать!»
«Втрое урезывать!»
Строчил секретарь –
от работы в мыле:
постановили – слушали,
слушали – постановили...

Приведенные строки из «Бюрократиады» были написаны Владимиром Маяковским 99 лет назад, но суть работы чиновной машины за век изменилась мало. К груде документов, согласований, решений и отписок добавились косноязычные публичные выступления.

Докладчики без страха и упрека

Брат-журналист тоже иногда сорит канцеляризмами. В недурно скроенный и хлесткий текст иногда предательски пробираются всякие «ввиду того, что», «в настоящее время», «механизмы реализации действующего законодательства», которые разрабатываются ради «повышения уровня культуры населения области».

Но за такие стилистические выверты коллеги несут моральную и репутационную ответственность. А вот государственные клерки, замы, завы, министры и гендиры свою словесную эквилибристику проделывают с удовольствием, без страха быть обруганными, обшученными и подвергнутыми обструкции со стороны неблагодарной общественности. Главное, чтобы вышестоящие были довольны, и тогда провал быстро превратится в триумф.

Бойкие речи всякого начальства действительно драгоценны. Это настоящий клад для филолога.



С первого же словесного залпа чиновники буквально осыпают слушателя шрапнелью едва понятных фраз. 

В этом автор наглядно убедился на публичных отчетах рязанских министров, проходивших в апреле этого года. Совсем неважно, за какой блок отвечает чиновник, обороты, которые использовали разные докладчики, были поразительно похожи друг на друга.

Встал вопрос про лежащие данные...

Оказывается, для «определения порядка перечисления средств необходим анализ с целью выявления рисков». И очень важно, чтобы полученные «данные легли в основу работы».

А после того как эти данные примут горизонтальное положение, самое время «осуществить реализацию контрольно-надзорных мероприятий, подразумевающую выполнение запланированного объема работ в порядке межведомственного взаимодействия».

И только тогда можно «с определенной долей вероятности выявить нарушение осуществления контроля с использованием всех правовых инструментов, предусмотренных законодательством».

Органы выделения... денежных средств

Конечно, чиновникам близки и конкретные проблемы рязанцев. Если кто-то кое-где у нас порой почувствует неприятный запах в воздухе или воде, компетентные ведомства тут же будут молить могущественных владельцев или директоров вредных предприятий о «поддержании экологичности производств в рамках действующего природоохранного законодательства».

Если вдруг в Рязани где-то опять провалится асфальт, сотрудники городской дирекции благоустройства быстро объяснят негодующим, мол, это покрытие «не предназначено для движения по нему на постоянной основе. А когда была проверка, ям не было».

Дальше идет проверенное временем (но не счетной палатой) заклинание – «ждем выделения денежных средств».

А когда журналисты, недовольные общественники и просто граждане задают вечные вопросы «Как вы намерены исправить ситуацию?» и «Доколе?», следуют пуленепробиваемые ответы: «Вопрос прорабатывается» или «Работа ведется планомерно», а городские службы «недостаточно оснащены или достаточно не оснащены», и упомянутые вами «мощности не стоят на балансе». Что-то не так то ли в головах, то ли в мощностях. Поэтому «не стоят»!

Если общественность не унимается с вопросами, ее можно эффектно сразить скороговоркой «данные сконцентрированы в префектурах». Если сможете быстро и внятно произнести, то на текущий момент на развитие вашего артикуляционного аппарата не требуется привлечения денежных средств из внебюджетных источников.
Борис СИНИЦЫН