Массовая вырубка деревьев в центре города оскорбила и расколола рязанцев
В середине июня Наташкин парк* капитально поредел: здесь разом снесли два десятка деревьев. И все – со стороны улицы Радищева, около дороги. В итоге эта часть парка обнажилась, оставив целую сторону и без тени, и без естественной ограды от городской суеты. Соцсети тут же накрыли фотографии с места и волны гневных комментариев. Горадминистрация в тех же соцсетях лаконично ответила, что убрали только сухостой. Поверил мало кто.
В сухом остатке
При обследовании места «Новая» выяснила, что снесенные деревья – действительно, сплошь засохшие: их останки оперативно не убрали, так что изучать было что. Но основные претензии рязанцев сводятся не столько к сносу, а что деревья погубили при благоустройстве парка. Роя траншеи под фундамент нового забора, корни оголили, повредили, от того растения и погибли. Такова версия большинства.
Сухих деревьев осталось немало. Но большинство посетителей , пока растения не снесли, этого не замечают
Однако она, мягко говоря, не обоснована: корни деревьев, кроме сосны, имеют стержневую систему, то есть уходят сильно вглубь почвы. От повреждения нескольких поверхностных корней у дерева засохнет максимум несколько веток – и только. Это, конечно, неприятно, но не смертельно. Да и как еще копать необходимые ямы-траншеи вплотную к деревьям? Но главное – по наблюдению местных жителей, регулярно гуляющих в парке, массово засыхать снесенные деревья начали не позже 2019 года. А тогда благоустройство только-только стартовало. Первый год работ здесь снимали старый асфальт и тротуарную плитку, латали памятники, к корням и близко не подходили.
– Я точно помню, что этому сухостою минимум три года, – говорит Тамара Пархоменко, которая постоянно гуляет в парке с собакой (пакетик под экскременты с собой – проверено, – авт.). – И все засохшие деревья – ясени. Но кроме них срубили и хорошие деревья! Например, в самом центре парка год назад – огромный живой тополь. И другие хорошие. Притом, что рядом до сих пор стоит немало сухих.
Многофункциональные пеньки
С тем тополем, вместо которого теперь многофункциональный пенек, непонятно. Возможно, по мнению обывателей, он, действительно, был здоров, однако по признакам, видимым специалистам, оставалось ему недолго.
Оставшиеся от крепких тополей пни простаивать, конечно, не будут. но утешение это слабое
Вот и нанесли «упреждающий удар». Мы можем лишь строить версии, подробный отчет по сносу деревьев, несмотря на возмущения, начавшиеся еще после рубки тополя и его соседей, мэрия не предоставила до сих пор.
У специалистов же, не имеющих отношения к чиновничьему аппарату, мнения разделились. Но в одном они сходятся: деревья погибли из-за природных проблем, а не искусственного оголения корней. Одни считают, что виноват жук-вредитель с красивым именем Ясеневая златка. Если он капитально оккупирует растение, то взрослый ясень погибает уже на второй год.
При копке траншеи корни действительно оголились, но такая рана для деревьев не критична
Другие биологи подозревают, что дело в погодных условиях: ясень не приспособлен для жизни в наших широтах, он не зимостоек. А в прежние годы ему просто везло. Теперь же сошлось несколько природных факторов. Например: снега много, под конец зимы снизу он начинает таять, вода скапливается у земли (хоть мы ее и не видим), а почва еще мерзлая. В итоге вода стоит, загнивает кора, обеспечивающая сокодвижение, оно нарушается, дерево погибает.
Сломать и забыть
С этим разобрались, но что с траншеями под забор – нужно ли возводить новый? Это не только бюджетные деньги, но и реальный вред небольшим растениям – кустарники в парке от такой копки пострадали капитально.
Экологический активист, биолог Андрей Петруцкий пояснил: забору порядка 70 лет, и делали его из непропеченных, трухлявых кирпичей. Ну, не было других на эти цели в 50-х годах! В итоге позже ограду постоянно приходилось латать, последние годы и не специалистам было видно, что старый забор не только требует регулярной окраски, но все активнее собирается прилечь. Насовсем. Под новый же возводят бетонный фундамент, а опоры для ограды сделают из облицовочного кирпича. Минимум полвека про этот забор можно будет забыть.
Вот такая «красота» вместо цветущей клумбы. Странно, что зимой здесь каток еще не залили
Забыть, к сожалению, придется не только о заборе, но и об огромной клумбе у главного входа в Наташкин парк. Эту красоту видели не только его посетители, коих от общего числа горожан, прямо скажем, немного. А все, кто проезжал мимо по улице Ленина. Это тысячи людей ежедневно.
Взамен цветов теперь светло-серая плитка. Зачем закатали шикарную клумбу? Четкого, адекватного ответа на этот вопрос ни мэрия, ни подрядчик до сих пор не дали.
Мэрское молчание
Хотя, что сложного? Зная, как жители Рязани относятся к спилу немногочисленных оставшихся деревьев, почему не подготовиться к очередной рубке и избежать скандала? Взамен, уже после него, власти указали лишь, что «деревья являлись сухими и аварийными, были ранее заактированы специалистами-экологами как аварийные и подлежащие сносу».
О естественной защите от дороги можно забыть лет на 20-30. Да и тогда обещанные восемь новых деревьев ее не обеспечат
Объясните точную причину, сфотографируйте погибшие растения и выложите эту информацию на сайте администрации. И все! Однако здесь, на портале мэрии, масса куда менее интересных горожанам материалов, в том числе отчеты об очередном рейде главы администрации, ее заместителей и проч.
История же про 20 ясеней в центре города чиновникам, видимо, неинтересна. Им нравится смотреть на себя.
Единственное, что открыто сообщили – опять же после скандала и только в соцсетях – вместо погибших растений в парке высадят по четыре дуба и березы, две ели и почти 700 кустарников разных видов. Восторга эти скупые планы не вызвали, ровно наоборот. Сколько из этих десяти молодых деревьев приживутся? Да и пояснений, почему парк в центре города превращают в сквер с кустарниками, снова нет.
P.S. Многие жалеют старые спиленные деревья еще и потому, что считают, будто их огромная крона дает много кислорода. Но на самом деле такие растения не всегда полезны: с возрастом они поглощают кислорода больше, чем дают, а старые ветки и вовсе сами выделяют углекислый газ.
____
*Парк напротив областной филармонии обустроили во времена празднования 100-летия со дня рождения нобелевского лауреата, академика Ивана Павлова. Тогда же ученому поставили памятник, а парк назвали Павловским. После это название отчего-то потерялось, и теперь объект официально во всех документах именуют Верхний городской парк. Хотя для большинства горожан он был и остается Наташкиным парком.
Екатерина СМБАТЯН