Рязанская филармония открыла сезон в интернет-пространстве
Массовый старт нового театрально-концертного года набирает обороты: 22 сентября Рязанская областная филармония открыла 79-й сезон. Собрав при этом небывалый аншлаг: к зрителям, которые заполнили зал в Рязани, присоединилась многочисленная интернет-аудитория. Новый сезон филармония отметила запуском собственного Виртуального концертного зала.
В федеральном проекте «Виртуальный концертный зал» наш город участвует с 2014 года. Но если до последнего времени трансляции шли из залов Московской филармонии, то с нынешнего сезона зрители могут в режиме онлайн следить за выступлениями и на рязанской сцене. Сделать это может любой пользователь интернета, открыв сайт филармонии. А для меломанов, желающих разделить эмоции с друзьями, по области были организованы специальные площадки для просмотра.
Афиша пилотного «реально-виртуального» концерта оказалась, как всегда, на высоте. Открыл 79-й сезон концерт из цикла «Академия». В исполнении Рязанского губернаторского симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Оселков) прозвучала Симфония №1 И.Брамса.
И настоящим подарком стало выступление лауреата международных конкурсов, выдающегося виолончелиста Бориса АНДРИАНОВА. В сопровождении симфонического оркестра солист исполнил Концерт для виолончели с оркестром си минор А.Дворжака. Долгие овации, цветы, автографсессия – благодарный рязанский зритель долго не отпускал музыканта. В беседе после концерта мы вспомнили предыдущий визит Бориса в наш город, когда программа вечера состояла из произведений Прокофьева и Шнитке. «Пятничным вечером прийти на такой концерт – это подвиг», – произнес тогда виолончелист со сцены, поблагодарив публику за смелость.
– После того подвига слушать Дворжака с Брамсом, как орешки щелкать, – улыбаясь, говорит Борис Андрианов о только что сыгранном концерте. – Думаю, за лето зрители соскучились по музыке и ждут новый сезон с нетерпением. Концерт для виолончели с оркестром Дворжака – это, пожалуй, самое знаменитое произведение в виолончельном репертуаре. Оно, как нельзя лучше, соответствует праздничному, торжественному настроению начала сезона.
– Дворжак писал это произведение в Америке, и часто замечают, что в нем чувствуется ностальгия, думы о родине.
– Да, есть даже история о том, что, уже дописав концерт, Дворжак узнал трагическую новость о смерти своей возлюбленной. Поэтому композитор пишет такой распевный финал, который изначально не предполагался.
– Для вас этот концерт какой по настроению?
– О, это великая музыка! У «романтиков» виолончельных концертов мало, и концерт Дворжака – это абсолютная жемчужина. Каждый раз, прикасаясь к ней, испытываешь благоговение. Играя такие знаменитые произведения, всегда важно находить нечто новое. Не идти по проторенной дорожке, а «обойти» с другой стороны, сохранить свежесть ощущения. Пусть ты сам играл это десятки раз, но надо помнить о зрителе, который, возможно, слышит это впервые.
– Ваше выступление сегодня открыло филармонический сезон. А для вас, как для востребованного солиста, есть вообще такое понятие, как сезон? Или весь год – сплошная работа?
– Лично для меня такое разделение есть. Каждое лето я стараюсь выкроить свободное от выступлений время (иначе просто невозможно). В этом году у меня было целых три недели без инструмента. Мы ходили в поход по горам Таджикистана – настоящий экстрим. Но мое лето закончилось вместе с календарным: 1 сентября начал заниматься, 3-го – уже поехал с гастролями в Калининград. Ну а дальше закрутилось! Столько всего произошло! Не верится, что прошло лишь три недели. Но с оркестром в этом сезоне выступаю первый раз. Так что можно сказать, оркестровый симфонический сезон открылся для меня тоже сегодня, в Рязани.
– Горы? Не опасаетесь таких экстремальных видов спорта?
– Все зависит от человека, травму можно получить в любой момент. Мы ходили не как альпинисты, а, скорее, как горные туристы. Конечно, всегда есть опасность… Но что ж, не жить теперь? Вот сегодня здесь, в Рязани, со мной моя мама. Пока я был полностью в ее «власти», я мог только передвигаться из школы домой и обратно. Ко мне все поздно пришло: велосипед, горные лыжи – только после двадцати. Надо попробовать все. Другой жизни не будет!
– Борис, вы являетесь настоящим пропагандистом виолончели, у вас всегда масса проектов, фестивалей. Какие планы на сезон и появится ли в них наш город еще?
– Будет продолжаться самый давний наш проект «Поколение звезд», в рамках которого мы даем концерты и мастер-классы в регионах, в самых отдаленных городках России. Возможно, в этом ничего оригинального нет, но именно этого всегда не хватает на местах. Мы видим, с каким энтузиазмом откликаются люди! Состоятся также Международный виолончельный фестиваль «Vivacello» и Международный фестиваль камерной музыки «Vivarte». И, конечно, большие планы на «Музыкальную экспедицию», с которой мы уже приезжали в Рязань на «Кремлевские вечера 2016» и в Касимов. Хочется надеяться, что проект будет расширяться и охватит еще больше областей. Страна у нас огромная, не везде людям живется сладко, и вроде как не до музыки. Не у всех есть возможность доехать до крупных городов и больших концертных залов. Поэтому мы сами едем и с удовольствием играем. Хочется верить, что экспедиция доберется до Рязанской области еще не раз.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА