«Нормальные герои всегда идут в обход». Рефрен песенки из милой советской комедии «Айблоит-66» наверняка ласкает слух матерым дорожникам, за чьими плечами возведение не одной окружной магистрали. Не исключено, что эта цитата вспомнилась потенциальным подрядчикам после обнародования информации о мегапроекте, который может быть в ближайшие годы реализован в Рязанском регионе.
Фото: ya62.ru
Подразделение Федерального дорожного агентства «Большая Волга» решило найти подрядчика на строительство Южного обхода Рязани. В середине сентября на сайте госзакупок опубликовали три лота для торгов. Общая начальная цена контрактов 33,69 млрд рублей. Организации, которая победит в конкурсе, если таковой состоится, предстоит построить 26,5 км четырехполосной автомобильной дороги на участке между 190 и 210 км трассы М5 «Урал».
Цель стройки долгожданна и очевидна: вывести транзитный транспорт за пределы улично-дорожной сети Рязани.
Приём заявок на участие в открытом конкурсе заканчивается уже 3 октября. Строительство должно начаться 10 января 2025 года, а завершиться через три года и десять месяцев не позднее 5 декабря 2028 года.
Страсти по транзиту
Идея возведения полноценного Южного обхода в региональных властных коридорах обсуждается как минимум лет двадцать.
Южная окружная дорога в Рязани появилась еще в шестидесятые годы. Она проходит вдоль железнодорожного полотна между Дягилевым и улицей Юбилейной Рязани, пересекает Михайловское шоссе, минует Храпово и еще два поселка задевает по касательной – Южный и Никуличи. Все вышеперечисленное уже несколько десятилетий находится в городской черте. Именно поэтому дорогу не назовешь полноценным обходом. Новый участок трассы М5, согласно первоначальным планам, должен был поглотить за несколько лет не один миллиард бюджетных денег. На картах он появился еще в 2006 году. По принятому тогда генплану начинался в районе поселка Баграмово (Рыбновский район), подходил к Семено-Оленинскому (Рязанский р-н) и снова примыкал к автодороге «Урал» у села Болошнева (почти что Спасский р-н).
Но в середине 2010-х годов от такого маршрута решили отказаться и взяли за основу мини-вариант, который мало чем отличается от нынешнего: в нем планируется соединить Храпово и Протасово.
Шесть лет назад, осенью 2017 года жители поселков Храпово и Божатково, а также владельцы жилых домов и дач на территории Семеновского сельского поселения Рязанского района всерьез обеспокоились тем, что размещенная в интернет схема будущей автомобильной трассы пролегает через их населенные пункты.
Исполняющий на тот момент обязанности главы регионального минтранса Владимир Гуйда сообщил журналистам, что на той схеме, мол, планируемый Южный обход города показан условно.
«Строительство социально-значимого объекта, тем более речь идет об участке федеральной автодороги М5, предполагает серьезное планирование. При выполнении проектов планировки и межевания территории будут рассматриваться различные варианты размещения трассы автодороги с учетом экономических, экологических и социальных последствий строительства данной автодороги. Обязательно будут проводиться общественные слушания. Как правило, выбирается вариант, наименее затрагивающий интересы граждан», – пытался успокоить рязанцев Гуйда.
Николай Любимов во времена своего губернаторства утверждал, что Южный обход начнут возводить в 2021 году. Стоимость оценивали в 20 миллиардов рублей. Правда, скорому старту стройки десятилетия помешал ковид, а затем в Рязанском регионе сменилась власть, и многие инициативы предшественника были поставлены на паузу. Но нынешняя суета вокруг Южного обхода уже не выглядит явным прожектерством, так как получила поддержку на высоком федеральном уровне.
Три развязки, семь мостов и мост над озером
13 сентября этого года председатель правительства Михаил Мишустин распорядился включить Южный обход в перечень крупных проектов, находящихся на особом контроле государства. Об этом сообщил вице-губернатор Рязанской области Артем Бранов, пообещав скорое начало проектных работ.
«Обход начнется на 190 км трассы М5 «Урал», пройдет в районе поселков Божатково и Храпово и завершится в районе деревни Протасово на 210 км. В Храпове, Протасове, а также на пересечении Южного обхода с дорогой Рязань-Ряжск между селом Реткино и деревней Трубниково построим современные развязки», – уточнил чиновник.
Планируется, что новый участок будет четырехполосным с разделительным ограждением. Проектом предусмотрены три транспортные развязки, семь мостов, семь путепроводов, одна эстакада, три пешеходных перехода на разных уровнях с проезжей частью.
По замыслу проектировщиков, после моста через реку Павловку новая дорога возвысится эстакадой над Храповым, пересечет железную дорогу через путепровод, а трассы на Пронск и Ряжск – посредством развязок. Пройдет через дома, дачи и водоемы. Над одним из них – озером Синец близ одноименной деревни, что на пронской дороге, – построят мост.
Ждите изъятий!
В Росавтодоре нашим коллегам из «КП-Рязань» сообщили, что выкуп и изъятие земельных участков начнутся после выделения финансирования на объект. Когда поступят деньги, в какие сроки начнется проектирование и по какой цене будут выкупаться участки на сегодняшний день точно не знают ни глава региона Малков, ни вице-губернатор Бранов, ни даже премьер Мишустин.
В нынешней внешнеполитической ситуации федеральный бюджет совсем не напоминает бездонную бочку. Буквально на днях губернатор открытым текстом заявил в Совете Федерации, что Солотчинский мост через Оку через 5-7 лет может рухнуть, а на его дублер нужно 30 миллиардов. Хочется ошибиться, но два мегапроекта для одного дотационного региона российская казна, скорее всего, не потянет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Через пять лет у Рязани должен появиться Южный обход