Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№36 от 28 сентября 2023 г.
Герб «русского инвалида»
К 180-летию генерала Скобелева рязанская «Новая» рассказывает полудетективную историю, связанную с его старинным родом

 

29 сентября 2023 года исполняется 180 лет со дня рождения знаменитого полководца Михаила Дмитриевича Скобелева. Выдающийся русский военачальник, генерал от инфантерии, он вошел в историю как «белый генерал» (за особую любовь к белому цвету) и «полководец, Суворову равный» (эти слова были написаны на ленте траурного венка, присланного Академией генерального штаба на могилу Скобелева).

Имя генерала неразрывно связано с рязанской землей: в селе Заборово (в настоящее время – Александро-Невского района) находилось родовое имение Скобелевых. Однако, примечательно, что памятная 180-я годовщина ознаменуется не только традиционными мероприятиями. На волне интереса возникла общественная инициатива по учреждению новой региональной награды – медали Скобелева. Перспективы подобного начинания, а также новые открытия в геральдической истории рода Скобелевых мы обсудили с заслуженным художником России Михаилом Шелковенко.


Михаил Шелковенко

Временно забытый герой

– История Михаила Дмитриевича Скобелева – это летопись блестящих подвигов и заслуг. Он не проиграл ни одного сражения и бесконечно много сделал для России за свою, увы, весьма короткую жизнь. Его смерть в возрасте 38 лет породила много толков и подозрений, и ее тайна не разгадана до сих пор. Сами похороны Михаила Скобелева превратились в явление небывалого выражения народного почитания и скорби. На всем пути от Москвы до Рязани траурному поезду пришлось постоянно останавливаться. Каждое село выходило с иконами, служили по пути сотни панихид. О беспримерной любви и уважении народа к своему герою говорит и тот факт, что первый конный памятник Михаилу Дмитриевичу, открытый в Москве в 1912 году, был поставлен «на народные деньги». И, к слову, он первый стал жертвой революционных событий и был снесен в 1918 году. Поступок тем более варварский, что фигуру генерала дополняли скульптурные группы солдат русской армии.


Бюст Михаила Скобелева в Рязани. Фото: Андрей Павлушин

Безжалостно разрушены оказались все монументы, посвященные Скобелеву. «Выжили» только возведенные за пределами России. В отличие от памятников Суворову, Кутузову, Нахимову и другим русским полководцам, с памятью Скобелева на родине обошлись особенно сурово. Возможно, что причиной тому послужило известное прозвище «белый генерал». По отзывам современников у генерала действительно было особое отношение к белому цвету. Гарцующий на белом коне перед шеренгами русских войск, под вражескими пулями, в белом мундире и белой фуражке – этот образ был необычайно популярен в России. Таким генерала Скобелева рисовали и описывали в газетах, на лубочных картинках и даже на конфетных фантиках. Но безобидное народное прозвище, появившееся задолго до Октябрьского переворота, по созвучию и чьему-то злому недомыслию стало политическим ярлыком, синонимом понятия «белогвардейский генерал».

Имя Михаила Скобелева на долгие годы оказалось почти стерто из русской истории и стало восстанавливаться только в 1980-е годы прошлого века. Сейчас монументом Скобелева отмечена Москва, в Рязани и в родовом имении Скобелевых в Заборово установлены бюсты генерала, а к нынешнему 180-летнему юбилею в Александро-Невском откроют конный памятник. Но все равно остается ощущение, что мы в неоплатном долгу перед героическим полководцем.


Бронзовая скульптура «Генерал М.Д. Скобелев». Автор Н.А. Иванов. Из фондов РХМ им. Пожалостина

«…и трех пальцев с избытком достаточно»

– «Белый генерал» является знаменитой и видимой отовсюду «вершиной» древа рода Скобелевых. Но если говорить об истоках, то разговор стоит начать с деда Михаила Дмитриевича – Ивана Никитича Скобелева, родоначальника династии трех поколений русских воинов. На выставке «Полководец Суворову равный» в Рязанском художественном музее, открывшейся 21 сентября, можно увидеть уникальное полотно «Генерал Иван Никитич Скобелев в бою. Сражение при Куортане», написанное художником-баталистом Е.А. Коцебу в 1879 году. Это подлинная картина из рязанского имения Скобелевых сейчас принадлежит фондам музея-заповедника «Рязанский кремль». Полотно впервые представляется публике после реставрации, и посвящено оно именно этому военачальнику. В битве при селении Кирке-Куортане во время Финской (Русско-шведской) войны 1808-09 годах генералу оторвало два пальца и раздробило третий. Трехпалая боевая рука отражена в его самобытном гербе, который, к слову, так и не получил Высочайшего утверждения.

Этот родовой знак дошел до нас в относительной целости. Родовое имя Скобелевых все эти времена «жило» в самом сердце Санкт-Петербурга – в Петропавловской крепости. На надгробии из черного гранита на Комендантском кладбище и сейчас можно видеть рельефный герб Ивана Никитича Скобелева, «русского инвалида», как он сам себя именовал в своих литературных опытах после завершения военной карьеры. Несмотря на некоторые разрушения, центральная рельефная эмблема отчетливо позволяет разглядеть реальные утраты на правой руке генерала.

Впоследствии инвалидность Скобелева усилилась: во время одного из сражений Русско-польской войны 1830-31 гг. в бою под Минском неприятельское ядро раздробило ему левую руку. Ее пришлось ампутировать прямо на поле боя. И в то время как врачи производили ему операцию, Скобелев, сидя на барабане и пребывая в полном сознании, диктовал по полку свой знаменитый прощальный приказ. В этом приказе он провозглашал, что для защиты Отечества ему и трех оставшихся пальцев «с избытком достаточно». Эти пальцы и стали в его гербе зримым знаком стойкости, доблести и верности долгу.

Известны также графические версии этого же герба, дополненного изображением трех птиц-мерлетт. Эти птички без клюва и лапок в геральдике по некоторым представлениям указывают на физические увечья и раны, полученные в сражениях хозяином герба. Так что вполне вероятно, что во времена Ивана Никитича создатель герба мог использовать их в качестве дополнительного смыслового пояснения понесенных страданий.

Геральдический триллер

– Интересно, что история герба И.Н. Скобелева не так давно дополнилась новыми находками. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина попросил меня идентифицировать находящийся в их собрании неизвестный герб. Имеющиеся в музее документы приписывали его дворянам Дробышевским. Но по характерному изображению изувеченной руки и мерлетт сразу стало очевидно, что это герб Ивана Никитича. Подтверждение догадке быстро нашлось и на странице сайта «Геральдика.ру», где он уже ранее был идентифицирован.


Самобытная версия герба И.Н. Скобелева. Фото: gerbovnik.ru

Сама история обретения рисунка этого герба оказалась почти детективной. В далеком 1979 году Андрей Петруцкий (ныне известный градозащитник, председатель Совета рязанского отделения ВООПИиК), обнаружил в пустующем доме остатки архива известных русских писательниц – сестер Хвощинских. Хозяйка дома, правнучка одной из сестер, незадолго до этого умерла, и беззащитный дом был обчищен (кстати, через пару месяцев он и вовсе сгорел). На чердаке уцелел выпотрошенный сундук со старинными бумагами, которые не представляли интереса для воров. Чудом спасенный архив в 1988 году был передан Петруцким музею-заповеднику С.А. Есенина. Среди уцелевших предметов находился и рисунок неизвестного герба…

Дальнейшее исследование позволило обнаружить информацию, объясняющую, почему наследники Ивана Никитича сами не стали добиваться признания его самобытного герба в качестве родового. Судя по архивным материалам Российского государственного исторического архива и спискам дворянских родов трех губерний (Рязанской, Калужской и Симбирской), в дворянстве Скобелевых есть сомнения. Тем не менее род, даже не будучи официально утвержден в дворянстве, достиг в Российской империи невероятных высот на военной службе.


Захоронение Михаила Скобелева в Преображенской церкви в Заборово. Фото: Андрей Павлушин

Интерес, который сейчас вызывает фигура Михаила Дмитриевича Скобелева, дает нам уникальный шанс воздать должное прославленному полководцу. В настоящее время появилась и активно продвигается общественная инициатива по учреждению новой региональной награды – медали Скобелева. В современных условиях это особенно актуально. Мы все прекрасно знаем медаль Суворова, медаль Жукова, орден Нахимова, орден Ушакова… Занять свое почетное место в этом ряду вполне достоин и наш земляк, доблестно защищавший и прославивший нашу Родину.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рязань перед «большим скачком»

 

Наши страницы в соцсетях
Вера Новикова