Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 28 ноября 2019 г.
След Проскурина
 В Рязани вновь назовут лауреатов журналистского конкурса «Легкий стиль» 

Проницательный художник тонко чувствует свое время. Талантливый мастер иногда бежит впереди эпохи. Одаренный журналист часто обладает и тем и другим, но вдобавок ощущает скорую смену ориентиров в окружающем обществе. Наш современник, товарищ и коллега Дмитрий Проскурин не вписывался в каноны эластично-паркетной журналистики и ушел из нее, прожив всего 32 года. 



В профессии он оставил отчетливый, узнаваемый и почти ни на что не похожий след. 

В 16 лет Дима начал работать на рязанском телевидении, быстро впитывая все прелести ремесла и на равных общаясь с сорокалетними мэтрами. 

В 17 этот рослый, напористый парень – один из ведущих авторов гремевшей на всю Рязань михайловской «Вечерки». 

В 22 – уже матерый фельетонист и памфлетист регионального бюро «Новой газеты», чьи колкие, наполненные тонким юмором статьи востребованы и федеральными изданиями. 

Он никогда не боялся экспериментов с жанрами. Чего только стоит его буквально нашпигованная иронией пьеса «Городская моржизнь» о журналистах, вдруг получивших высокие посты в руководстве Рязанской области. Или телепрограммы «Было дело» и «Полный абзац», где умелый сарказм сочетался с изящностью слога и легкостью стиля. 

Он одинаково задорно, без превосходства и панибратства мог общаться и с редакционной уборщицей, и с председателем Рязанской областной Думы. 

Полная несправедливостей жизнь иногда добавляла к его несомненному таланту приличную дозу цинизма и снобизма. Но как играючи Димка цитировал Ремарка, интерпретировал Венечку Ерофеева, брал в помощники Ильфа с Петровым для рождения текстов, полных искрометных острот! 

Проскурину легко писалось, но трудно дышалось во времена, когда журналистику начала поглощать пропаганда, а живое слово влиятельного собеседника тонуло в кондовых пресс-релизах и официальных отписках. 

Пожалуй, он больше думал о нравственном самочувствии читателей, чем о собственном здоровье. Наверное, поэтому слишком рано захлопнул за собой дверь. 

Но мы не забыли про твой тонкий юмор, отточенный стиль, трогательную дружбу и свободолюбивый взгляд на жизнь. 28 ноября в Рязани уже в шестой раз будут награждены участники журналистского конкурса «Легкий стиль» имени Дмитрия Проскурина. 

Дипломов и призов удостоятся удач¬ный фельетон, расследование, милые житейские истории, серия репортажей и даже сборник откровенных интервью. В каждом из этих жанров Дмитрий был силен, жаль только, что многие свидетельства его удивительного дара появлялись в эпоху неокрепшего интернета. Но пока есть вдумчивая, смелая, озорная и ироничная журналистика, дело Проскурина живет и побеждает!

Моржизнь, шампанское и подземная тюрьма

Дмитрий Проскурин еще в юности торопился жить и спешил чувствовать

Вспоминает обозреватель «Новой» Владимир ФРОЛОВ: 

«Умер Дима Проскурин.

Позвонила девушка, с которой я привык связывать только хорошее. И сообщила. 

...Приблизительно в 1995 году мы познакомились на «Теле-Эхо», где он уже работал в новостной программе, еще когда учился в школе. Потом Дима пришел работать в «Вечернюю Рязань» и стал там писать статьи о политической жизни города и области. Political life has existed in those days, no doubt.

Вот сижу и вспоминаю.

Например, как мы с ним и одной прекрасной девушкой-врачом ездили в Пощуповский монастырь – втроем залезали в подземную тюрьму, вход в которую тогда еще не был закрыт. В определенный момент Дима сказал, что ему не хотелось бы быть придавленным обвалом в самом начале жизни, и мы вылезли. Тогда у него инстинкт самосохранения работал довольно неплохо.

Вспоминаю, как примерно в те же времена он однажды явился ко мне домой и сказал моей маме, что сейчас покажет ей фильм «АССА». Достал кассету (тогда еще были кассеты), вставил в видеомагнитофон – и мы, все, дела бросив, почти три часа смотрели этот фильм.  

Вспоминаю, как вместе клеили обои в его комнате. Чтобы было не скучно от однообразной работы, слушали мной же составленный сборник песен группы «Helloween».

Вспоминаю, как Дима с приятелем мыли автомобиль шампанским, выиграв выборы депутатов 2004 года по одному из городских округов.

А еще у меня на винчестере лежит произведение, написанное Проскуриным при помощи текстового редактора «Лексикон» (MS-DOSовский текст получался). Файл называется 311.txt – не знаю, публиковался ли он где-нибудь когда-нибудь. Вот сижу и перечитываю. Это пьеса «ГОРОДСКАЯ МОРЖИЗНЬ. Маразм в частях». Сюжет ее такой: редакция «Вечерки» побеждает на очередных выборах, и ее сотрудники занимают должности губернатора, мэра, их заместителей, прочего начальства – но работать все продолжают в том же стиле, как и раньше. 

Надо бы отформатировать и выложить куда-нибудь. Все мы смертны, конечно. Но некоторые не вовремя.

Теперь кто-то должен написать 312.txt».

P.S. Дима остается одним из столпов честной рязанской журналистики. Наверное, неслучайно, уже не первый год поддержку конкурсу оказывает «Прио-Внешторгбанк» – пионер и символ ответственного бизнеса на региональном рынке банковских услуг. Именно в конференц-зале банка на ул. Есенина, 82 (7 этаж) в 14:30 28 ноября и пройдет церемония награждения лауреатов «Легкого стиля».
Денис ПУПКОВ