Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 28 ноября 2019 г.
Неоклассика с антилюбовью в финале
 Лучшим спектаклем IV Международного фестиваля «Свидания на Театральной» стала «Снегурочка» из Кинешмы

24 ноября на сцене Рязанского театра драмы был показан заключительный спектакль IV Международного фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной». В течение десяти дней свои любовные истории зрителям представляли коллективы из Рязани, Омска, Великих Лук, Мытищ, Кинешмы, Владикавказа, Уфы, Санкт-Петербурга, Москвы и Мюнстера. Финальную точку в этом марафоне поставила, однако, «антилюбовь»: 25 ноября театр драмы представил экспериментальный проект «НЕ-пьеса», в рамках которого артисты вывели на сцену реальные истории неудавшихся свиданий, написанные жителями нашего города. А вот насколько удались театральные свидания, решало строгое жюри: на закрытии фестиваля были объявлены итоги и определены лучшие работы.

Жюри фестиваля, которое составили критики и театроведы из Москвы и Санкт-Петербурга Алексей Пасуев, Татьяна Джурова, Юлия Клейман и Анастасия Иванова, было практически единодушным в своем мнении: наиболее удачными оказались спектакли, ориентированные на авторскую режиссуру. Яркие высказывания, нестандартные подходы и необычные формы – это то, что может сделать постановку актуальной и открыть для зрителя новые возможности современного театра. При этом наименее удовлетворительное ощущение оставили спектакли, идущие на поводу у нетребовательного зрителя, когда авторский взгляд подменялся попытками эстрадного представления материала.

Такой подход, естественно, подтвердился и распределением премий. Причем, любопытно, что при всем разнообразии современных пьес, которые были представлены на фестивале, в лидерах оказались постановки по классическим произведениям, но в оригинальном прочтении. 

Так, в номинации «Лучший актерский дуэт» отмечены артисты Омского ТЮЗа Александр Галимов и Дмитрий Керн за роли Онегина и Ленского в спектакле «ОNЕГИН». Лучшим актерским ансамблем признана работа Людмилы Лобановой, Фарита Халяпова и Игоря Калагина в спектакле «Я стою у ресторана: замуж – поздно, сдохнуть рано» Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ». В номинации «Лучшая работа художника по свету» был награжден спектакль «Гайзенберг» Вольфганг Борхерт Театр из Мюнстера. Не остался без приза и Рязанский театр драмы: премия за «Лучшую роль второго плана» была вручена Андрею Блажилину за роль Гусева в спектакле «Валентин и Валентина».



Наконец, фаворитом IV Международного фестиваля «Свидания на Театральной» оказалась постановка Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского «Снегурочка». Она была признана лучшей в трех номинациях: «Лучшая история любви (лучший спектакль)», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшее музыкальное оформление».



Действительно, «весенняя сказка» Александра Островского оказалась самой любопытной постановкой фестиваля. Действие пьесы режиссер Александр Огарев из доисторических времен переносит в шестидесятые годы прошлого века. Советские песни «микшируются» с народными, превращаясь в совершенно фантазийные композиции. Страна берендеев переселяется на каток. А советская эпоха обозначается остроумными узнаваемыми приметами (художник Ася Скорик): громкоговоритель, из которого вещает «Радио Ярило», агитационные плакаты, тележка с мороженым… И, конечно, уютные вязаные свитера, шапочки с помпонами и варежки на резинке, которые во второй части, с приходом весны, сменяются ситцевыми платьями и косынками. Все это создает теплое ностальгическое настроение, которое вполне соответствует духу самой пьесы-сказки Островского.

И главное, весь этот антураж ничуть не искажает сути вневременной истории, рассказанной драматургом, – истории о страсти и ревности, о пробуждении чувств и жертвенной природе любви.

– Говоря об удачах фестиваля, в первую очередь нужно назвать спектакль «Снегурочка», в котором было представлено прочтение классической пьесы Островского яркими, современными средствами, – рассказывает председатель жюри театральный критик Алексей ПАСУЕВ. – Причем Островский прочитывается как некий миф и при этом скрещивается с мифом советским: рай, где мороженое стоило 15 копеек, люди улыбались и пели песни. Таким образом, в постановке прослеживается мысль, что этот советский мир для нас сегодняшних такая же мифология, как и история Островского. Но и тот и другой миф, и тот и другой рай имеют оборотную сторону. Главные герои спектакля резко выделяются на фоне всего окружения. Они чужаки в этом мире, а значит, должны быть принесены в жертву. Цена этого рая – слияние с толпой. Необходимость быть как все и ни в коем случае не выходить за общие пределы.

Кроме того, если говорить о спектаклях по классическим произведениям, следует выделить спектакль «ОNЕГИН» Омского ТЮЗа, который имеет подзаголовок «blues с одним антрактом». С одной стороны, в постановке присутствуют атрибуты пушкинской эпохи, но они вынесены в очень условное сценическое пространство. А сами персонажи тем временем переходят то на рэп, то на речитатив, то распевают пушкинский текст на манер блюза. Во всем этом есть попытка развернуть классическое произведение лицом к современному зрителю.



– Алексей, вы курируете «Свидания на Театральной» с самого основания, уже четвертый год. Какие особенности выделяют нынешний фестиваль?

– В этом году впервые на фестивале была опробована образовательная программа. На мой взгляд, это был очень важный шаг в развитии всего проекта. Фестиваль стремится работать со своими зрителями не только спектаклями, но и объясняя, как устроен современный театр, каким он может быть, в какую сторону движется, как развивается актуальная драматургия. И надо сказать, что на каждой лекции зал малой сцены наполнялся слушателями, выступления принимались с большим вниманием и вызывали резонанс. Все это свидетельствует о том, что этот шаг со стороны организаторов был верный. Однако хочется надеяться, что в будущем малая сцена будет использоваться не только для лекций и обсуждений, но и как площадка для камерных спектаклей фестиваля. Не секрет, что в современном театре на малых сценах интересные спектакли случаются гораздо чаще, чем на больших. Это даст возможность обогатить палитру фестиваля.

– В будущем году «Свидания» отметят свой первый юбилей. Скоро начнется подготовительная работа. Что пожелаете организаторам? Какие выбрать ориентиры в отборе участников?

– Мне очень нравится тема фестиваля, потому что она максимально широкая – позволяет привезти абсолютно любой спектакль: так или иначе он будет о любви. Даже отсутствие, нехватка любви тоже вписывается в тему. Если говорить о развитии фестиваля, то, повторюсь, можно присмотреться к спектаклям малой формы. Совершенно точно нужно развивать образовательную программу. Но вообще отбор спектаклей на фестиваль – это каждый раз некая лотерея: понятно, что выбор производится из предложенных названий. Интересно было бы увидеть спектакли по новой драме, спектакли яркого режиссерского рисунка. Они были и на этом фестивале, но таких неординарных прочтений всегда хочется больше.

Любой фестиваль – это живой организм. Как он будет развиваться, предсказать невозможно. Но приятно, что поиски продолжаются, приятно, что на фестивале рождаются интересные совместные проекты. Рязанский театр драмы за счет фестиваля встраивается в мощную театральную жизнь страны и зарубежья. Происходит «движуха» и это здорово!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА