Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 28 ноября 2019 г.
Трибуны гудели от восторга
 Лучший бомбардир рязанского хоккея отметил юбилей, о котором мало кто вспомнил

В рязанском хоккее уже давно не появляется ярких личностей, а героев прошлых лет основательно подзабыли. Даже тех, кого, казалось, забыть просто невозможно. Эти слова с полным основанием относятся к Алексею ЖЕРЕБЦОВУ, лучшему бомбардиру нашей ледовой дружины за всю ее историю. На днях ему исполнилось 70 лет, но кто об этом вспомнил? Только «Новая газета»...

Алексей Иванович родился в столице, свои университеты проходил в одной из лучших школ Советского Союза – «Динамо». Однако судьба сложилась таким образом, что главной командой в его карьере стал рязанский «Станкостроитель» (такое название наш клуб носил с середины 1960-х до начала 1990-х годов). В составе команды он провел семнадцать сезонов, забросил в чемпионатах СССР более 560 шайб (сколько весь ХК «Рязань» за последние пять лет). А всего на его счету более 600 результативных бросков – по нынешним временам цифры выглядят просто фантастическими. Но дело по большому счету даже не в этом. Игру той дружины, в которой блистали Жеребцов и компания, мы помним до сих пор, что уже о многом говорит.

А ведь то, что самобытный форвард оказался именно в «Станкостроителе» – во многом дело случая. Просто подошло время службы в армии, и тогдашний лидер команды Олег Галямин «сосватал» его в Рязань, хотя был еще вариант с калининским СКА МВО. Срочную Жеребцов проходил в десантном училище, где познакомился с Павлом Грачевым и Александром Лебедем. Два года пролетели незаметно, но после дембеля Алексей покидать ставший уже родным коллектив не пожелал. За это время он помог ему получить путевку в класс «А», став лучшим снайпером финальной пульки. 

В клубе его все устраивало, а играть для рязанских болельщиков было очень приятно, ведь на каждый матч собирался полный стадион. Впоследствии устоял он даже перед напором Николая Семеновича Эпштейна, хотя в течение двух сезонов (1972–1974 гг.) не раз был командирован в выступавший тогда в высшей лиге воскресенский «Химик». Но обязательно возвращался, и помощь его была неоценима, о чем можно судить хотя бы по восторженным отзывам в прессе: «Тон задает капитан «Станкостроителя» Алексей Жеребцов. Можно лишь позавидовать его стремительности, техничности, мужеству. Под стать Жеребцову его партнеры Алексей Костылев и Анатолий Данько». 

В том сезоне (1973/74 гг.) «Станок» показал себя во всей красе. Сначала выиграл Кубок РСФСР, а уже по весне дал настоящий бой клубу высшей лиги челябинскому «Трактору» в 1/8 финала Кубка СССР. Нетрудно догадаться, что на первых ролях было звено капитана, а сам Алексей отметился дублями в ворота прокопьевского «Шахтера» (4:1) в финале республиканского турнира, а затем и «Трактора», которому все же удалось вырвать победу в четвертом, дополнительном периоде (основное время – 3:3). 

После этих успехов удержать в команде ее лидера не представлялось никакой возможности. Вовремя подсуетился Виктор Васильевич Тихонов, и два следующих сезона Жеребцов провел под его началом в рижском «Динамо», пробившемся к тому времени в элиту отечественного хоккея. Но после того как Тихонов возглавил столичный ЦСКА и сборную СССР Алексей вернулся домой, в Рязань, где ранее уже получил квартиру. Хотя от заманчивых приглашений отбоя не было, но превыше карьерных успехов он ценил домашний уют и хотел, чтобы семья всегда находилась рядом. К тому же была у него одна заветная, но так и не сбывшаяся мечта: выйти в первую союзную лигу со ставшей родной командой. Но Рязань не имела дворца, и все те попытки, которые время от времени предпринимал «Станкостроитель», обрекались на неудачу.


Ворота челябинского «Трактора» атакует капитан рязанцев Алексей Жеребцов

Сам же Жеребцов после стажировки у лучшего тренера страны превратился в настоящую машину по забрасыванию шайб: заложенного фундамента, по его собственному признанию, хватило на добрый десяток лет. В первые три сезона после возвращения из Риги он записал на свой лицевой счет 146 (!) результативных бросков, а рекорд (60 голов в 1977/78 гг.), наверное, вряд ли когда-то будет превзойден. В то время его партнерами являлись уже воскресенцы Евгений Трухачев и Владимир Ситников, и первое, ударное звено болельщики были готовы носить на руках, а журналисты не сдерживали своего восхищения: «Когда на льду это звено, трибуны гудят, кричат от восторга. Какая ледовая карусель крутится на площадке! Какая шквальная атака устремляется на ворота соперников! И постоянно в гуще схватки – Алексей Жеребцов».

К капитану станкозаводчан относились всегда доброжелательно, в городе он был одной из самых узнаваемых персон. «Я как-то травму получил, – вспоминает Алексей Иванович, – несколько игр пропустил. А когда вернулся на лед, так весь стадион аплодировал, и это было очень приятно. Бывало, выйдешь на улицу с женой или дочкой погулять, так люди через одного останавливаются, здороваются». 

Любовь к хоккею у рязанцев, по всей видимости, врожденная, и об этом не следует забывать в первую очередь людям, облеченным властью. Болельщики четко улавливают смену настроения по отношению к своей любимой команде, не говоря уже о самих хоккеистах. По окончании сезона-1984/85, когда рязанцы вновь провалились в переходном турнире, капитан решил повесить коньки на гвоздь: «Чутье какое-то было, что лучшие времена «Станкостроителя» уже позади. А просто играть, занимать какие-то места совсем не того уровня мне абсолютно не хотелось. И я посчитал, что лучше будет закончить».

Конечно, вот так взять и бросить то, чем занимался всю сознательную жизнь, не удалось. Жеребцов поигрывал за команду САМ в областных соревнованиях, и не только в хоккей, но и в футбол, в котором также являлся первоклассным мастером. Продолжалось это до тех пор, пока не поступил звонок от бывшего партнера по рижскому «Динамо» Александра Клиншова. «Он тогда как раз принял таллиннский «Таллэкс», – продолжает свой рассказ Алексей Иванович, – и позвал меня помогать: «Поедешь?» – «Конечно, поеду!» Ничего с собой поделать не смог, в хоккей все равно тянуло со страшной силой. Вроде стал тренером, но потом снова пришлось выйти на лед. Команду только создали, игроков не хватало, меня опять капитаном выбрали. Вот так незаметно еще два сезона отыграл, к тому времени в команде появились еще наши, рязанские ребята».


Олег Курин (слева) и Алексей Жеребцов не одно десятилетие посвятили рязанскому хоккею

В 1988 году Алексей Иванович вернулся домой уже в качестве тренера, как не трудно догадаться, играющего и продолжал пополнять свой бомбардирский счет. И это несмотря на то, что ему уже перевалило за сорок лет. Но вскоре приказал долго жить его родной «Станкостроитель», и по закону жанра он отправился поднимать хоккей в Тверь. Любопытная деталь: в первенстве России-1993/94, когда в Рязань приезжал тверской «Марс», болельщики пребывали в смешанных чувствах. Кого в этом случае поддерживать абсолютно непонятно: то ли «Вятич», из которого выжили абсолютно всех местных хоккеистов, то ли команду Алексея Жеребцова, среди подопечных которого были сплошь знакомые лица.

Семь лет легенда рязанского хоккея отработал в Твери, в то время как в Рязани этот вид спорта существовал лишь на любительском уровне. В 1997 году при непосредственном участии Алексея Ивановича, который стал главным тренером, состоялось возрождение команды мастеров. А еще два года спустя с легкой руки Жеребцова был организован ХК «Рязань», который он возглавлял два сезона, после чего неожиданно решил сменить специализацию.

Так сложились обстоятельства, что уже полтора десятка лет Алексей Жеребцов работает в женском хоккее. Сначала возглавлял московскую команду СКИФ, в качестве ассистента главного тренера сборной России являлся участником Олимпиады в Турине в 2006 году. А затем перешел в «Торнадо» (Дмитров): сначала был наставни¬ком, потом спортивным директором, а сейчас – старший тренер. За это время его подопечные выиграли множество трофеев, в том числе четыре раза Кубок европейских чемпионов.
Юрий МАТЫЦИН