Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№50 от 28 декабря 2017 г.
Дом, не знающий праздников
 Двухвековое строение на улице Кольцова в любой момент может взлететь на воздух, но рязанским чиновникам это безразлично

В этот дом спешить не хочется ни в будни, ни в праздники. Мандаринами и новогодней елью тут не пахнет, в нос бьет запах сырости и гнили. Старую постройку на улице Кольцова, которой уже более двухсот лет, едва ли можно назвать жилым зданием. Стены дома 4А рассыпаются буквально по кирпичам. Одна из обитателей этой лачуги постройки конца XVIII века Марина Дорогова рассказала, что в 2012 году произошло подобное обрушение на кухне. Многотонная бетонная стена начала разваливаться рядом с газовым котлом. А установлен он с нарушением правил безопасности, в сырости и пыли. По словам жительницы, здание находится под угрозой взрыва, а управление ЖКХ бездействует, не выдает заключений и скрывает аварийную ситуацию.



На что потрачены деньги?

– Бывший замначальника управления ЖКХ открыто, не стесняясь, заявил, что этот документ я никогда не увижу. А разрушение дома до сих пор скрывают так, как будто бы ничего не случилось. Сотрудники ЖКХ не сообщают о проблеме главе администрации и делают все возможное, чтобы ситуация не получила огласку, – рассказывает Марина Дорогова.

Это муниципальное жилье и его обещали отремонтировать. Однако работы не были проведены.

– В 2016 году в здании приемной «Единой России» прошло собрание общественной комиссии. Теперь уже бывший заместитель начальника управления ЖКХ Николай Захаров публично заявил, что на ремонт только лишь моей квартиры выделено 790 тысяч рублей. Работы достаточно дорогие, ведь стены и канализацию пришлось бы делать практически заново. Но ничего отремонтировано не было. Так куда же и на что пошли эти выделенные деньги? – недоумевает она.

Угроза взрыва в центре города

А между тем дом продолжал разваливаться. На газовое оборудование обрушилась не только стена, но и потолок. Создалась аварийная ситуация и котел заменили. Но сделали это, по словам жительницы, нарушив все правила безопасности, и не выдали никаких документов об установке.

– Все прошло тихо, быстро и не соблюдались никакие нормы и правила. Вытяжки завалены, в помещении пыль от разрушенных стен, ужасная влажность и сырость. Я боюсь включать газовый котел. В таких условиях он может взорваться. Когда обрушилась стена и потолок, спасло только то, что было теплое время года, и он не был включен, – поясняет Марина Дорогова.



Действительно, в инструкции, прилагаемой к этому котлу, прописано: «убедитесь в том, что дымоход не заблокирован, не устанавливайте с агрессивными парами и пылью».

Что мы видим на самом деле? Трубы дымохода не прочищены, установлены на скорую руку и некачественно. Под газовым котлом собирается влага и скапливается в лужи. После обрушения стены шли обильные дожди, и квартира отсырела. В таких условиях установка котла строго запрещена – велика вероятность взрыва. А так как по всему двору протянуты газовые трубы, его сила будет такой, что взрывная волна может охватить и Торговые ряды, и остановку общественного транспорта на площади Ленина, что в двух минутах ходьбы от дома.

– Сейчас в доме приходится надевать не халат, а куртку. Но и она не спасает от пробирающего до костей холода и сырости. Мерзнут руки, ноги, лицо. Включить котел для обогрева – значит, рисковать жизнью. И не только своей. От этого дома и до арки рядов, где находятся магазины, салоны и парикмахерская, протянуты газовые трубы. Взрыв, конечно, может задеть и их. Вы только представьте, какой масштаб бедствия! Мы можем взлететь на воздух. Почему это не хотят предотвратить? Потом уже будет поздно, – делится своими переживаниями уставшая бороться за правду жительница.

С «легким» паром

А приходится Марине несладко, каждый день и ночь нужно думать о том, как выжить в таких условиях. Помимо ужасающего холода, в доме отсутствует вода. Из крана течет не струя, а лишь иногда появляются маленькие капельки, мыться под которыми невозможно. Приходится раз в неделю посещать баню. По словам Дороговой, неисправна и канализация.

– Квартира расположена на цокольном этаже. Все канализационные стоки, в том числе и от соседей сверху, спускаются прямо ко мне в погреб. Не знаю, что происходит с канализацией. Такое впечатление, что она вообще отсутствует. Постоянно вызываю аварийные службы, приезжает водоканал. И опять при этом не составлено и не выдано ни одного документа, – комментирует она.

Плата за коммунальные услуги, которых она не получает уже порядка десяти лет, начисляется полностью.

Борьба за выживание

Роспотребнадзор выдал заключение о том, что квартира не соответствует санитарным нормам. Но попытки добиться нормальных условий для жизни были безуспешны. Дорогова написала множество обращений во всевозможные инстанции.

– Прокуратура пересылала мои ответы в администрацию, а администрация присылала отписки. В управлении ЖКХ меня агрессивно восприняли. С огромной злостью один из заместителей начальника сказал, что ненавидит слой общества, к которому я отношусь. По его словам, раз у меня муж офицер, то значит, мы всех объедали и жили хорошо при советской власти. Он считает, что теперь должны быть наказаны и бедствовать, – сетует она.



Кусок отвалившегося потолка чуть не пробил ей голову. Переживает и за состояние фундамента, вполне возможно, что дом проще построить заново, чем отремонтировать. Ни того, ни другого не происходит и все окутано завесой тайны, но отнюдь не праздничной. Марина Дорогова очень надеется, что в Новом году все же исполнится ее заветная мечта – жить в нормальных условиях, в теплом доме, не бояться при этом за свою жизнь и приглашать на праздники друзей и знакомых. Пока в гости наведывались только толстые крысы. Но все же дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, пока непонятно куда. По нашим сведениям, 6 декабря межведомственная комиссия нашла все же основания для того, чтобы признать дом аварийным и подлежащим сносу. Но само постановление, сроки и адреса расселения жильцов появятся только спустя месяц.

– До того, как нас расселят, должны создать безопасные условия проживания. Ведь это может затянуться. Жильцам надо понять, как существовать сейчас, до получения квартир, – думает за чиновников Марина.

Ответа на этот вопрос пока не дали, но зато Дороговой приходят письма, в которых сообщается, что Рязаньгоргаз вновь планирует установить в ее ветхой квартире новый газовый котел, на эту процедуру уже изысканы средства и закуплено оборудование. Работы хотят провести «быстро и по-тихому». Марина Дорогова против установки котла в доме, который уже пора снести, и отправила соответствующее обращение губернатору Рязанской области. 
 
Ольга ХАРЛАМОВА