Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№50 от 28 декабря 2017 г.
Шоковая галерея
 Молодые художники выводят город из анабиоза

В начале ноября прошлого года в Рязани параллельно с открытием выставки «Призраки будущего» состоялась презентация новой галереи «Люди» (Первомайский проспект, д.56, офис 224). Наряду с другими похожими рязанскими заведениями появившийся салон стало отличать то, что за год своей работы здесь проходили экспозиции исключительно молодых авторов, среди которых были художники, скульпторы и фотографы. Но, пожалуй, самым запоминающимся мероприятием за прошедший год можно назвать коллективную экспозицию «Новый реализм. Реформация» («Новая» №27Р от 20.07 с.г.), чье открытие прошло под ограничением «18+». О деятельности галереи, результатах и планах я побеседовал с ее владелицей, художником и искусствоведом Ириной СИНИЦИНОЙ. 



– Ирина, ваша галерея предпочитает ориентироваться на молодых художников. Чем вызвана такая политика?

– У нас достаточно места для того, чтобы выставляться профессиональным художникам, каким-то известным авторам. Поэтому хочется поддержать молодые таланты, дать возможность им развиться, как ни банально это звучит.

– Насколько я помню, за этот год в вашей галерее выставлялись не только рязанские художники?

– Да, из Питера некоторые ребята откликнулись. Но, к сожалению, на следующий год мы с ними не договорились о персональных выставках. Хотя они готовы участвовать в коллективных экспозициях. Потому что здесь все упирается в финансовую составляющую. К примеру, организация той же транспортировки экспонатов. Накладно получается. Но вот с художниками из питерского НеПрофессионального Творческого Объединения «Делай КУБ» у нас в феврале еще раз будет выставка.

– Первая экспозиция «Призраки будущего» в вашей галерее была коллективной. И у многих художников, участвовавших в ней, затем у вас же прошли персональные выставки. Расскажите поподробнее об этих авторах. 

– Первую выставку мы собрали очень быстро, за две недели. Я дала клич среди художников, и работы тех, кто откликнулся и поддержал меня, вошли в ту выставку. Ее целью на тот момент было – показать некое разнообразие в творчестве, то, что творится в молодежной среде. Те, кто был готов и дальше делать свою персональную выставку, с ними мы их и организовали.

Первой у нас стала Аня Абрамова, занимающаяся фото- и видеосъемкой. Это была ее первая выставка, и на ее открытии она презентовала свою фотокнигу, которую подарила нашей галерее. Затем как раз выставлялась команда питерских художников из НПТО «Делай КУБ». Очень энергичные творческие ребята. Им у нас очень понравилось, они полюбили Рязань, нашу галерею и нашу публику. Они сами попросили, чтобы на следующий год провести еще одну экспозицию, к которой готовят свежие работы. К тому же к ним присоединились новые участники, причем не только питерские, но и из других городов. Потом проходила выставка акварельных работ Павла Попова, с которым мы хорошо сработались, теперь он у нас проводит мастер-классы. Следующим у нас стал Влад Ефремов, достаточно известный рязанский художник. Он на тот момент представлял несколько новых работ и находился в поиске цвета. Далее выставлялся Шариф Одинаев с пейзажами, написанными в Узбекистане. После него была экспозиция Валентина Шункова. К ней он сам отбирал произведения, хотя прежде этим занималась я, отдавая предпочтение легкой тематике в его творчестве. На сей раз он сам решил сделать подборку работ, созданных преимущественно за последний год. Валя захотел продемонстрировать то, чего он достиг в последнее время, и показать в картинах собственные эмоции. Он же является поклонником экспрессионизма, и все его полотна построены на личных переживаниях. И после этого наша галерея в течение двух месяцев готовилась к выставке «Новый реализм. Реформация».

Очень рады, что мы ее провели. Потому что в ее рамках сформировалась группа художников, с которой в Москве недавно организовали экспозицию под названием «Танец в синем саду». Некоторые работы использовали с выставки «Новый реализм», но также сделали много новых произведений. В ней участвовали Алена Печникова из Питера, Валентин Шунков, Влад Ефремов, Катя Сергеева и я. Ввиду того, что там было больше пространства, то и новые работы получились большего формата. Вышло здорово. Мы вроде как и продолжили тему вдохновения новыми реалистами, но в то же время не стали сосредотачиваться на Иве Кляйне, а постарались расширить тему. Даже получилось так, что мы, заранее не договариваясь, немного ушли от серого цвета, и у нас больше золота появилось. Другая волна, можно сказать, пошла.



Открытие выставки «Новый реализм. Реформация»

После «Нового реализма» в сентябре прошла персональная выставка Кати Сергеевой, ставшая второй в ее биографии. Первая состоялась в другом месте, а вот эта получилась намного масштабнее. Для нее взяли работы за весь период творчества, чтобы зритель видел, с чего все начиналось, и к чему автор пришел сейчас. Затем была экспозиция декоративно-прикладного искусства Марины Гаврилюк. Далее состоялась выставка памяти Вилли Мельникова. А сейчас открылся вернисаж Феди Савельева «Нежность. Камни». Безумно рада, что он ко мне обратился по поводу выставки. Я спросила его, есть ли уже какие-то наработки. На что он ответил, что будет писать полотна именно под готовящуюся экспозицию. Так что здесь собраны его самые свежие произведения. Также он представил графику, которую в дальнейшем я хочу предложить галерее «Борей» в Питере. Это прямо в их стиле и духе, я думаю, там это оценят. 

– Как проходит отбор художников для следующих выставок? Все-таки отдаете предпочтение авторам или уже поступали предложения от состоявшихся мастеров?

– Были предложения от более зрелых художников. Но не смогли с ними договориться. Они сказали, что в следующем году подумают по этому поводу. Я, в принципе, просто анализирую, чем занимается человек, как развивается его творчество. Я смотрю на задатки художника, готов ли он доработать что-то, создать новое произведение к планируемой выставке. Если он согласен, то мы начинаем с ним сотрудничать. Неинтересно показывать одно и то же, то, что кочует из галереи в галерею. Хочется сделать что-то более креативное. 

– Ну, глядя даже на нынешнюю выставку Савельева, можно сказать, что она окажется для кого-то шокирующей. Притом за прошедший период существования вашей галереи в ней прошло несколько экспозиций, которые можно отнести к тому же разряду. Это сознательный шаг?

– Для меня это норма. В проекте «Новый реализм» мы пытались как-то докричаться до рязанцев, привлечь их внимание. С помощью того же Манифеста, созданного специально для проекта. Делали вызывающие комментарии к картинам. Хотя, другие экспозиции в подобном плане и с точки зрения искусства можно назвать «ровными».

– По поводу того же проекта «Новый реализм» я слышал мнение, что, может, для Рязани это выглядит шокирующе, а вот в Москве и Питере таким давным-давно никого не удивишь.

– В принципе, я согласна с этим. Когда мы делали ту выставку, мы понимали, что будем показывать ее именно в Рязани. Поэтому ориентировались на рязанскую публику. А когда уже делали экспозицию в Москве, то часть работ отмели, поскольку там подобным уже не удивишь. Но Рязань нужно тоже постепенно шокировать и знакомить с таким творчеством.

– Как считаете, удалось ли вам шокировать рязанцев «Новым реализмом»?

– Некоторых людей удалось. Потому что были разные отзывы. Но больше было положительных откликов. Я так понимаю, людям не хватает неких экстремальных ощущений. Мы хотели произвести одно впечатление, чтобы люди задумались о цензуре, о том, как все происходит. Но посетители радовались, говорили, как все здорово. И такой реакции я меньше всего ожидала. 

– В будущем планируются другие шокирующие проекты?

– На самом деле я хочу больше концентрироваться не на персональных выставках. Потому что определился круг художников, с которыми я могу сотрудничать. Интереснее создавать различные коллективные проекты. К примеру, в январе у нас намечена групповая экспозиция, связанная с музыкой. Открытие состоится 13 января. Так что мы постараемся приготовить достаточно интересное мероприятие.

Фото автора
 
Георгий ТИТОВ