Послесловие к необычной выставке, открывшейся 22 января в Музее истории молодежного движения
Выпускники Рязанского художественного училища Матфей ЧУШКИН и Николай ОРЛОВ вместе с рязанским священником отцом Сергием ЧУШКИНЫМ представили на суд зрителей свои живописные работы. Редакция рязанского бюро «Новой газеты» попросила научного сотрудника галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская» Елену Харламову взять короткое интервью у Александра Николаевича БАБИЯ, поскольку Александр Николаевич является свидетелем творческого роста отца Сергия.
– Как вы считаете, Александр Николаевич, ради чего устроители настоящей выставки пригласили и по возрасту, и по отношению к своему творчеству столь разных художников?
– Действительно, все трое, как вы уже заметили, совершенно разные и одновременно близки друг другу. Разные в собственном мировосприятии, в отношении к делу, материалу, натуре и прочему. Но всех троих связывают добрые взаимоотношения, построенные на любви к миру. И, думаю, зрителю, увидев в работах молодых художников определенные несовершенства, не следует уж слишком спешить зашоривать себя. Как, впрочем, не следует увлекаться и пересчетом недостатков в живописных этюдах отца Сергия.
Настоящая выставка не совсем обычна. Не буду оригинален, если скажу о том, что отца Сергия буквально заставили показать свои работы. Интересных работ оказалось так много, что кроме Музея истории молодежного движения, его работы выставлены еще и в Доме-музее И.П.Пожалостина в Солотче.
Насколько я знаю, Сергей еще юношей был очарован магией изобразительного искусства, особенно влюбился в живопись. Писал он много и увлеченно.
В свое время мне удалось прочесть текст его теоретической работы «Иконография Троицы», в которой начинающий искусствовед и священнослужитель обнаружил незаурядные способности в области аналитического мышления, а, главное, показал свою безграничную любовь к отечественной культуре и искусству. Поэтому мне очень приятно видеть в работах отца Сергия восторженную неиссякаемость его искренней любви к миру. И правы те, кто воспринимает его истовым художником. Художником добрым, не знающим чувства соперничества и зависти. Оттого и выставляется рядом с молодыми, в чем-то даже дерзкими художниками. Он искренне, по-отечески относится к молодым. Отец Сергий всегда рад разделить с другими свой восторг перед красотой.
Помните, как во время открытия выставки в своем ответном слове отец Сергий, говоря о причинах, заставляющих его не бросать живопись, произнес: «…Да, что уж говорить… Сколько разлито в мире красоты! ...Вот сегодня ехал я из Борискова сюда на выставку. Красота! Зимний лес сверкает! ...Вот они, россыпи изумрудов… Повсюду!..»
– Я, как и многие, считала, что отец Сергий прошел профессиональную школу в художественном училище и в институте имени Репина. Но в действительности он лишь несколько лет учился на искусствоведческом отделении. А живописи обучал себя сам. Как же ему это удалось?
– Прежде всего мы должны понять, что ведем разговор о человеке скромном и ответственном. О личности, обладающей исключительной силой духа. О художнике, который не приемлет ни конъюнктуры, ни желания восхождения на вершины славы.
Зато он способен жить радостью творчества. Творчества не вымученно-показушного, но искренне восторженного и ответственного перед заповеданным Богом смыслом – «Будьте как дети».
– Александр Николаевич, вы уже больше полувека живете в художественной среде. Знакомы со многими известными личностями. Как, по-вашему, есть что-то общее между скромным рязанцем отцом Сергием и творческими людьми, уже имеющими имя?
– Безусловно, есть. Во-первых, подлинно творческая личность имеет особенность – постоянную тягу к учению, при этом всегда оставаться недовольной собой. Во-вторых, творческий человек, охваченный стремлением постигнуть истину, всегда оказывается легок в общении, при этом сохраняет свое сокровенно личное в тайне. Хотя в своих произведениях творческие люди доверительные собеседники, как правило, не с праздной толпой, но лишь с теми, кто открыт им навстречу.
Зная отца Сергия давно, могу сказать о том, что еще юношей, прочитав журнальные статьи Алексея Федоровича Лосева, публиковавшиеся в «Студенческом меридиане», он стал настоящим учеником, то есть по-настоящему счастливым!
– Рязанцы гордятся своим необыкновенно уютным храмом, в народе названным «Спасом на Яру», который был восстановлен и отеплен невероятным усердием батюшки. Когда я сама училась в художественном училище, то постоянно приходила в храм, чтобы поучиться простоте и доброте росписей. Так что же по-вашему лежит в основе таланта отца Сергия?
– Действительно, то, что мы имеем в истории храма Преображения, это есть поучительная страница в духовной и светской культурах не только Рязани, но и всей России. Не раз этот храм был на грани уничтожения. Но всякий раз благодаря промыслу Божиему он оживал, принося радость надежды в победу православия! Много добрых, истинно любящих Бога мастеров потрудилось на этом благороднейшем поприще. Трудились безотказно, являясь соработниками отца Сергия. Именно по его эскизам, которые делались им в строгом следовании каноническим православным традициям храмового искусства, и восстановлен древнейший храм.
Так вот, я считаю, что в основе многочисленных талантов отца Сергия лежит подлинное подвижничество. И как утверждал отец Павел Флоренский: «Подвижничество есть такое искусство; и подвижник не словами своими, а самим собою, вместе со словами, как своими, а не отвлеченно, не отвлеченной аргументацией свидетельствует и доказывает истину – истину подлинной реальности. Это свидетельство написано на лице подвижника». Едва ли следует подробно разбирать все составляющие, из которых соткана канва личности отца Сергия. Но о чем еще необходимо сказать, так это об особом мире умных и строгих книг, в котором растворен отец Сергий с юных лет и по сей день. Для меня стало радостным его откровение, когда в самом начале 1980-х годов услышал от него о прочитанных книгах великого диалектика А.Ф.Лосева. Для молодого человека из провинциального города это сродни подвигу! Именно подвигом самоустроения отец Сергий для нас стал образцом самых сокровенных качеств православной личности.
В заключение статьи мы с вами, Елена Юрьевна, должны принести извинения перед молодыми участниками выставки за то, что мало уделили им внимания. Судя по находящимся в экспозиции их работам, у них еще все впереди. Стоит лишь быть такими же «стержневыми», как отец Сергий. Преодолевать трудности без надломов, но с радостью решенных задач. И тогда будущее отметит и их.
Что же касается представленных работ, то невольно вспоминается услышанное от нашего педагога Молчанова Андрея Николаевича: «Знаете ли, молодые люди, что Рембрандт каждый день обязывал себя делать по нескольку десятков набросков. И если, на его взгляд, из всего количества удавался хотя бы один, то мастер считал, что день прожит не зря». Будто про наших участников выставки, у которых есть немало достойных вещей. Назову лишь «Солотчинскую старицу» и «Старенькие домики. Вид с острова», написанные отцом Сергием. Переданное в этих этюдах очень свежее состояние природы и настроение невозмутимого покоя самого художника как нельзя лучше отвечает стихотворным строчкам, будто написанным для этой выставки:
Шуршащим шорохом дождя,
Прозрачных луж холодным блеском
Ненастье встретило меня,
Тропой ведя по перелескам.
Их одурманил терпкий дух,
Осенний, тонкий, смоляной,
И радует уставший слух
Звук капли мелкой, дождевой.
Елена ХАРЛАМОВА,
Научный сотрудник картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская»
Фото Андрея НАУМОВА и Георгия ТИТОВА
Елена ХАРЛАМОВА