Свои дни рождения ежегодно празднуют миллионы людей и тысячи частных компаний. Но школы обычно такие даты не отмечают, ограничиваясь приглашением выпускников. Правда, эти вечера воспоминаний не регулярны, да и сценарий у них, к радости самих участников, не отличается оригинальностью. Столь парадоксальные мысли витали в моей голове перед встречей с директором Рыбновской школы-интерната Валерием Протасовым.
Валерий Протасов
Директор без пафоса
Валерий Николаевич – открытый, улыбчивый и оптимистичный человек – уделил журналисту «Новой» чуть больше получаса. Плотность директорского графика объясняется просто – учительский коллектив интерната для детей-сирот и, конечно же, сами ребята готовят яркую программу к 63-летию школы. Но сегодня мы говорим не о празднике, а о поисках нужного тона, тонкого подхода и верной интонации в отношениях между взрослыми и детьми с тонкой и раненой душой. О том, как создать и сохранить теплую атмосферу для тех, кто о ней мечтает и остро нуждается в любви.
Протасов уже двадцатый год работает директором рыбновского интерната. Сейчас здесь проживают более 70 детей, а обучение ребята проходят с 4 по 11 класс. Дети младшего возраста ходят в обычную среднюю школу. Социализация сирот – сейчас общефедеральный тренд.
– Некоторые ребята приходят в первый класс в девять лет, ведь в семьях, из которых их забирают, родители ведут асоциальный образ жизни. Обыденные понятия «школа» и «уроки» явно не вписываются в такой образ жизни, – признает Валерий Николаевич. – В этом году из восьми выпускников интерната четверо поступили в вузы. Неплохой результат даже для обычной школы. Но все-таки мало кто учится с удовольствием. Смартфон и его соблазны, как в абсолютном большинстве других школ, легко выигрывают конкуренцию у учебников.
Протасов как представитель педагогической династии знает, что говорит, видит ситуацию изнутри и не только из директорского кабинета.
В начале нулевых он работал заместителем директора сельской школы и одновременно учителем истории. Прямое отношение к профессии имеют родители, жена, брат. Себя скромно называет завхозом, но с таким опытом и окружением лишний пафос ни к чему.
– Сейчас 97% детей попадают к нам из неблагополучных семей, где мама и папа лишены родительских прав, – рассказывает о своих подопечных Валерий Николаевич. – Наше учреждение работает по принципу детского дома семейного типа, то есть 6-10 детей живут в отдельной квартире. Каждая из шести квартир своим интерьером не похожа на другую. Плюс есть две дошкольные группы. Мы их называем «малышовками». Воспитанники находятся там до второго класса, чтобы переход к школьному режиму был более плавным.
Так как мужчин в сфере образования не хватает, роль родителей выполняют два педагога-женщины. Мамы работают посменно. Для многих ребят они не только наставницы, но и те, кого можно назвать близкими взрослыми.
Своя «квартира» и новая семья
Протасов сразу поясняет, что в этом жилье стараются создать максимально комфортную атмосферу, каждый ребенок имеет свое личное пространство, например, может повесить на стену приятные ему картины или постеры. Такой механизм проживания, как говорят специалисты, очень полезен тем, что ребенок два раза за день меняет коллектив, утром – это семейная модель, днем – школа.
– Интернат для сирот не зря считается учреждением временного пребывания. Наша главная задача, наряду с обеспечением условий для всестороннего развития детей, – найти ребенку полноценную семью, – говорит Валерий Протасов. – Каждый год новых родителей мы находим в среднем для 12-15 детей. Стараемся подходить к этому взвешенно, далеко не каждый взрослый готов к такому испытанию.
В рыбновском интернате работает Школа приемного родителя. Будущие мама и папа должны понимать, как будет вести себя ребенок и какую линию поведения нужно выдерживать им.
– Опекун может подумать, что ребенок всю жизнь будет благодарен взрослому за то, что его усыновил, а ребенок нередко считает, что в роли подарка судьбы выступает именно он, и в новой семье должны исполняться все его прихоти и желания, – считает Протасов. – Отмечу, что процент возврата детей у нас низкий. Мы стараемся исповедовать принцип: подходящая семья для подходящего ребенка. Так гиперактивного воспитанника лучше не отдавать бабушке и дедушке, ведущим не очень подвижный образ жизни.
Валерий Николаевич убежден, что закон о запрете усыновлений иностранными гражданами не повлиял на общую статистику.
– В нашем учреждении на такие усыновления приходился маленький процент. Сейчас, кстати, все больше детей находят новые семьи, что связано с активной господдержкой опекунства, – утверждает директор рыбновского интерната. – Да и само количество сирот снижается. Об этом можно судить хотя бы по тому, как сокращается количество интернатов и детских домов на территории Рязанской области. Понятно, что для детей биологические родители остаются матерью и отцом. Многие ребята мечтают, что, когда вырастут, помогут родителям вернуться к нормальной жизни. Увы, случаев такого возвращения в моей практике было только пять.
Не спонсоры, а друзья
Понятно, что школа-интернат привлекает к себе много разных людей, которые хотят помочь учреждению. Но у Протасова свой подход к общению со спонсорами.
– Когда некий меценат звонит и говорит о намерении перечислить столько-то тысяч на счет нашего учреждения, то я отвечаю: приезжайте в интернат, мы познакомимся лично, а вы еще раз подумайте, на что хотите потратить деньги, – поясняет директор. – Очень важно, чтобы помощь была адресная. Все благотворители должны знать, куда конкретно пошли пожертвования. Я не люблю слово «спонсор». Это наши друзья. С теми из них, с кем давно взаимодействуем, мы постоянно общаемся, поздравляем друг друга с днями рождения и профессиональными праздниками.
Меценатская помощь действительно здорово помогает создавать в интернате максимально комфортные для детей условия. Здесь каждые полгода выплачиваются стипендии наиболее успешным ученикам, самых старательных премируют путешествиями по России, а в конкурсе за самый аккуратный дневник и тетрадь главным призом выступает айфон.
Слышать, любить и ждать...
Но, наверное, такие мотивационные инструменты не самые главные способы расположить к себе детей.
– Искренняя любовь и забота о ближнем – ключевые качества для педагога, – убежден Валерий Протасов. – Важно, чтобы тебе доверяли. Ребенка не обманешь сюсюканьем и фальшивыми словами о любви и нежности. Дети мгновенно определяют лицемерие, сразу чувствуют фальшь. В моей практике был случай, когда педагог – обладатель нескольких дипломов не смогла найти контакт с детьми. С такими сотрудниками приходится расставаться. Надо понимать, что в душе ребенка-сироты есть надлом. Он брошен. Мы делаем все, чтобы вывести воспитанников из этого состояния. Если удается это ощущение убрать, значит, мы не зря делаем свою работу.
Удивительно, но выпускники интерната практически каждую неделю приходят в свою альма-матер, например, чтобы поиграть в футбол на поле с приличным синтетическим покрытием, которое воспитанники выиграли на благотворительном турнире. А иногда ребята обращаются с личными просьбами: помочь в учебе или посодействовать в восстановлении случайно потерянных документов. На очередном дне рождении школы их также будет немало. Видимо, потому, что парней и девчонок с непростой судьбой здесь слышат и ждут.
Мы могли бы разговаривать с Протасовым еще несколько часов. Собеседник он достойный и компетентный. Но «завхоз» спешит на работу вместе со своим верным псом Марселем, который, как и хозяин, с удовольствием общается с детьми – желанными гостями директорского кабинета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ