Фоме Аквинскому, как известно, понадобилось пять аргументов, чтобы доказать существование Бога. «Беспокойный старик Иммануил», как писал Булгаков, а точнее, говорил Воланд, начисто их разрушил, чтобы затем соорудить свое собственное шестое доказательство. Отмечая 22 февраля 75-летие Валерия Шадского, Рязанский театр кукол разыграл целую «Божественную комедию. И не только...», чтобы открыть зрителям неземную сущность своего художественного руководителя. Но все было понятно с самого начала. Получить такое море любви, теплых слов, признаний и аплодисментов может только человек с душой подлинного творца.
В первый день он сотворил свет и сделал его одним из важнейших выразительных средств в театре кукол. А затем отделил свет от тьмы, тем самым создав черный кабинет. На второй – построил небесный свод из штанкетного хозяйства и сказал: «Да будет твердь посреди черного кабинета, дабы внимателен будет всяк сюда входящий». На третий – воздвиг он сушу и назвал ее «ширма», чтобы от всей воды драматургии производила она растения творческие…
Ну а дальше – два светила, режиссерское и актерское, цеха разные и, конечно же, первых кукольников, мужчину и женщину, чтобы вдыхали они жизнь в каждый предмет и наполняли землю спектаклями.
А на седьмой день он взял отпуск!..
Вот так неожиданно и, как выяснилось, весьма опрометчиво завершили рязанские кукольники краткую историю сотворения своего мира. Как только незримый демиург отправился на перекур, объявился лукавый змей и вполне по-театральному заявил: «Не верю!»
Так что пришлось Адаму и Еве вооружаться доводами и парировать его коварные выпады.
Первое доказательство – официальное. Заслуженный деятель искусств РФ, почетный гражданин Рязанской области, почетный член Международного Союза деятелей театра кукол UNIMA, обладатель целого ряда самых престижных наград и званий. В день юбилея Валерию Николаевичу был торжественно вручен памятный знак Рязанской области «За наивысшие достижения». С таким аргументом – не поспоришь.
Второе – личное. Юбилей – это всегда испытание. «Вечеринка имени меня» – так, со свойственной ему самоиронией, маэстро обозначил формат мероприятия. И проявил поистине божественную стойкость: хохмил, импровизировал, а под занавес, не выдержав, залихватски исполнил архангелогородские страдания.
Третье – статистическое. 45 лет – в Рязанском театре кукол. 75 спектаклей, поставленных на его сцене (а если посчитать все работы, выпущенные в России и за рубежом, то перешагнем за сотню).
Казалось бы, цифры солидные и должны убедить даже хитроумного искусителя, но тот все не унимался и снова провоцировал райских обитателей. Кого звать на помощь? Естественно, дружественные творческие силы, которые выложили свои козыри в этом противостоянии.
Театр-студия «Шанс» пожертвовала самым дорогим – сердцем, выразив в танце и «заключив» в него именинника. Кстати, попутно вспомнив знаменитые слова: «Зорко лишь сердце» – из одного из самых трепетных спектаклей Валерия Шадского «Маленький принц». Театр драмы в лучших советских традициях преподнес юбиляру гимн, торжественно провозгласив: «Шадский в тебе и во мне!» Еще один гимн – всех танцплощадок начала двухтысячных – исполнили артисты Рязанского ТЮЗа: «Валера, Валера! Для кукол нежный и верный!» Наконец, от музыкального театра прозвучал парижский привет – блестящий номер «Карамболина, Карамболетта» из оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра».
Цветы, пение птиц, белокрылые ангелы, наливные яблочки, которыми одаривали всех зрителей еще на входе… Под крышей театра в юбилейный вечер расцвел настоящий Эдемский сад. И в этот райский уголок устремилась «Шумная Армия Друзей Славного Кукольника, Известного в Йемене» и «Шквал Аплодисментов Дарит Сказочнику, Которому Исполняется Йхохоу». Такие варианты расшифровки фамилии юбиляра предложил Ивановский театр кукол. И, задавшись вопросом: «Што Адресно Дарить Самому Креативному?» – сам себе ответил: «Извар, Йогурт по-ивановски». Хотя выглядел этот напиток в квадратном штофе так красноречиво, что наводил на вполне земные, греховные мысли.
Все, кто не смогли присутствовать лично, прислали видеопоздравления. От Москвы до Сургута, от Архангельска до Пензы – в бескрайней вселенной театров кукол нет черных дыр. Здесь только светила, излучающие радость творчества. И главная звезда – Она, Муза, Маргарита, Та, которая (как величайшая награда!) будет звать тебя Мастер.
Черная шапочка с золотой буквой «М» появилась на сцене в руках артистки Ольги Ковалевой, супруги Валерия Николаевича. Стремительным вихрем завертелся вальс из легендарного спектакля «Мастер и Маргарита». И, замыкая булгаковский круг, прозвучало слово «любовь», став главным и единственно правильным доказательством.
Фото Андрея Павлушина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ