Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 29 марта 2018 г.
Ихо многогранный
 Знаменитый эстонский режиссер рассказал рязанцам о запрещенных съемках, гранте от Сороса и религии Зоны

На прошлой неделе свой первый – пятилетний – юбилей отметил творческий конкурс «Океан Солярис – острова памяти», действующий в рамках культурно-просветительского проекта «В сторону Тарковского». К торжественной дате был приурочен визит Арво ИХО, известного эстонского кинорежиссера, оператора, основателя Балтийской школы кино и телевидения при Таллинском университете.



В творческом резюме Арво Ихо можно найти перечень практически всех «киношных» профессий. Попробовать, понять и прочувствовать все этапы создания киноленты – такого принципа, по словам Арво, придерживаются и в Балтийской киношколе при обучении студентов. А для рязанского зрителя Арво Ихо приготовил несколько встреч, каждая из которых открывала новые грани его деятельности.

20 марта в кинотеатре «Люксор» был показан легендарный фильм «Игры для детей школьного возраста», на котором Арво Ихо работал режиссером и оператором. Фильм был снят в 1985 году и поднимал табуированные для того времени темы: неблагополучные семьи, жизнь детей в школах-интернатах и мучительный поиск подростком своего пути.

Главная героиня Мари в начале фильма убегает из интерната, приезжает домой, где обнаруживает, что не очень-то нужна своему отцу-выпивохе. Вернувшись в интернат и столкнувшись с чередой перипетий, она доходит до черной точки, где решает лишить себя жизни. Но воспитатели и ребята вытаскивают ее из лап смерти. В фильме происходит один очень важный разговор, когда девочку спрашивают: «Мари, что же ты хочешь в жизни?» И она отвечает: «Я хочу, чтобы меня не было!» Это самое простое и глупое решение, убеждает зрителя фильм Арво Ихо. «У каждого молодого человека в жизни случается момент, когда он теряет голову. Но надо все перебороть и стать человеком, – утверждает режиссер. – Жизнь – это подарок!»

Фильм «Игры для детей школьного возраста» (или «Улыбайся, детка!», как называется эстонский оригинал) получил семь международных наград, ее создатели удостоены Государственной премии СССР (1987 год), а саму ленту критики назвали портретом поколения.

На следующий день после просмотра (и бурного обсуждения!) фильма Арво пригласил рязанцев в концертно-выставочный зал «На Грибоедова», д.26/6 на фотовыставку, посвященную истории съемок фильма «Сталкер» в Эстонии. На съемочную площадку Андрея Тарковского он попал в качестве практиканта. Его фотокамера запечатлела места и участников съемки, а также драматичные моменты создания культовой киноленты. Также Арво привез в Рязанскую область и вторую часть фотовыставки «Жизнь Зоны после».

И все это время режиссер охотно беседовал и делился воспоминаниями, самые интересные из которых «Новая» предлагает своим читателям.

Первый фильм перестройки

– В фильме «Улыбайся, детка!» разговор идет о молодежи, которая живет в школе-интернате. Я сам один из них. В подобном интернате мне пришлось провести три года. Когда снималась картина, мне было уже за тридцать, но фактически мы делали кино о нашей жизни. Готовясь к фильму, объездили много спецшкол, говорили с ребятами, старались погрузиться в их жизнь, проблемы. Главной нашей задачей было сделать честный фильм о молодежи из, так называемых, неблагополучных семей. Фильм был снят в Эстонии в 1985 году. В Советском Союзе его прокатывали в 1987 году под названием «Игры для детей школьного возраста»: сочли, что оригинальное название слишком иронично. В то время такие правдивые ленты не приветствовались. Съемки нам пришлось начинать тайком, потому что в московском Госкино сценарий был поначалу запрещен. Но мы ухитрились запустить производство. Сняли фильм за два месяца, привезли в Госкино, и тут нам дали по шапке! Было приказано сделать 16 поправок! Там в то время еще сидели брежневские люди, старой закалки и взглядов. Мы вернулись домой, из 16 поправок внесли только три. И когда второй раз приехали в Москву сдавать картину, нас уже встретили новые молодые чиновники (начиналось горбачевское время). И они, посмотрев ленту, поздравили нас с первым фильмом перестройки.

Документ времени

– За один год фильм «Улыбайся, детка!» посмотрело более 11 миллионов человек! Мы получили огромную волну обратной связи в виде писем, отзывов. И я очень надеюсь, что лента не постарела. Мы старались делать кино абсолютно честным. Все младшие дети в фильме – это реальные дети из интернатов. В главных ролях заняты уже не детдомовцы, а обычные школьники. Мы специально их отбирали по таланту, по типажам, но никто из них не учился актерскому ремеслу. Главное, на что мы обращали внимание на пробах, это насколько правдиво и естественно они себя ведут. Мы старались, чтобы характер реального человека был максимально приближен к тому, как он прописан в сценарии. И во время съемок мы просили подростков действовать так и говорить только то, во что они действительно верят. Этому был подчинен весь процесс. Съемки проходили на территории реального детского дома. Картина снималась ручной камерой. Использовалось минимальное освещение, чтобы ребята могли свободно двигаться. Также я взял себе за правило никогда не снимать более трех дублей. Когда появлялась усталость или фальшь, сразу останавливались. Если делать все честно и вкладывать в работу сердце, кинофильм способен стать документом времени.

О создании киношколы

– В 1992 году после Америки (там я прожил семь месяцев: приехал учиться, но получилось так, что сам оказался педагогом в университете в Монтане) я загорелся мыслью создать в Эстонии свою киношколу. Написал программу, представил ее в министерство культуры, а там ответили, что такой маленькой республике киношкола не нужна. Но если меня выгоняют из дверей, я, как всякий киношник, залезу через окно. В конце концов я нашел сочувствующего человека в Таллинском университете, где мою идею поддержали, но денег не выделили. Но поскольку в университете готовили много специалистов для театра, я просто предложил отдать часть бюджетных мест под кино и телевидение. Так и получилось, что проект стартовал. Нам помог известный миллионер Джордж Сорос, на его грант мы купили бэушную камеру, пленку и стали снимать. И только когда наши студенческие работы начали получать премии, тогда «проснулось» эстонское министерство образования. Сегодня, спустя 25 лет, из этого маленького отделения аудиовизуальных дисциплин мы выросли в одну из самых крупных киношкол Северной Европы, отлично оснащенную самой современной аппаратурой. Сейчас у нас обучаются 426 студентов из 36 стран мира (в том числе и из России). Милости просим!

Трудно быть гением

– Мне повезло в жизни работать и учиться у Андрея Тарковского. В 1976 году на студии «Таллинфильм» Тарковский был художественным руководителем трех молодых кинематографистов: мне посчастливилось оказаться одним из этих трех студентов. Затем летом 1977 года Андрей Арсеньевич недалеко от Таллина начал съемки фильма «Сталкер». И хотя к тому времени я уже сам снимал свое кино, попросил разрешения присутствовать в качестве практиканта. И в течение двух лет проводил там все свободные дни. 

Очень многому в профессии кинорежиссера я научился именно на съемочной площадке «Сталкера». Просто внимательно следя, как работает Тарковский. Как тяжело он работает! Несмотря на всю гениальность, он снимал дико трудно! «Сталкер» переснимался два с половиной раза! Не складывались отношения между оператором, режиссером, художником. Не нравился материал. Был технический брак. Одиннадцать раз переписывался сценарий! Тарковский поставил для себя слишком высокую планку. Легко работают те, кто «левой ногой» снимает сериалы. Но такой продукт забудут на следующий день. А «Сталкер» люди смотрят и будут смотреть! Мои американские студенты знали два русских фильма: «Александр Невский» и «Сталкер». И в этом нет ничего удивительного.

Сталкер номер два

– Как ни странно, Зона Сталкера живет до сих пор. Она превратилась в место паломничества, куда приезжают люди со всего мира. И так получилось, что я выполняю роль Сталкера номер два. Я знаю все места съемки, все точки. 34 года я вожу людей в Зону. И фотографирую.

Можно сказать, что сейчас образовалась некая религия Зоны. Многие люди верят, что это место обладает особой силой. Был случай, когда я водил в Зону молодую девушку, которая никак не могла оправиться от смерти своей сестры-двойняшки. Мы пришли на то место, где лежал Сталкер Кайдановского. Там я оставил ее в одиночестве. Она легла точно в том же месте, молилась. И надо было видеть, как преобразилось ее лицо!

Кино или жизнь

– Я себя уже не считаю активным режиссером: последний свой фильм – «Кружовник» – снял в 2006 году. От съемок пришлось отказаться по состоянию здоровья. Я пережил серьезную автокатастрофу, а снимать кино – режиссером или оператором – это тяжелый труд, и физический, и психический. Но я много преподаю и стараюсь передать студентам то, чему я научился за 35 лет работы в кино.

Я доволен тем, как сложились судьбы моих фильмов. Я не так много снял как режиссер (всего шесть фильмов), но практически все из них до сих пор востребованы зрителем. И это потому, что я себе никогда не позволял халтуры. Ни за один фильм не брался ради денег. Во время съемок ленты «Сердце медведицы» чуть не расстался с жизнью. Мы пять раз ездили в Сибирь, безвылазно сидели в тайге, мерзли. Но у меня было такое чувство, что если я эту картину не доделаю, то умру. И когда из-за нехватки денег съемки приостановили на 10 месяцев, я получил язвенную болезнь желудка и еле выжил. Благо, мне удалось доснять фильм, и теперь он живет своей жизнью на международных экранах. Даже если получается одна, но настоящая картина, в которой ты смог сказать то, во что веришь, – надо быть благодарным судьбе. Это счастье.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА