Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 29 марта 2018 г.
«Пока стучат шальные молоточки»
 Инженер и бард, написавший неофициальный гимн Рязани, превращается в поэта

Однажды рязанский бард Алексей Фошин решил похудеть. Затея удалась – сбросил килограммов 25, если не больше. После чего из очень крупного мужчины сделался просто крупным. Летом 2013-го, сразу после эпопеи с похудением, Алексей поехал на престижный Грушинский фестиваль и решил там поучаствовать в конкурсе: ну, как лауреата дадут? На одном из прослушиваний случился казус. Поет, значит, Алексей свои песни, жюри его внимательно слушает, но в конце один из «жюриков» начинает громко возмущаться: «А почему вы заявились как автор, но поете чужие песни? Это же песни рязанца Фошина – я его хорошо знаю». Пришлось ему подойти поближе – до этого «жюрик» никак не хотел узнавать. Лауреата, правда, Алексею не дали – стал дипломантом, что тоже неплохо. А песня «Затинка», с которой он стал дипломантом «Груши», теперь широко известна благодаря тому, что находится в репертуаре Эллы Хрусталевой и ее вокального ансамбля «Мама Jazz». 

Знакомая история? Если да – значит, вы бывали на концертах Алексея Фошина, он ее регулярно знакомым рассказывает, а то и прямо со сцены. Возможно, снова расскажет 29 марта на презентации своей книги «Мой часовщик» в филиале «горьковки» на улице Грибоедова, д.26/6. И еще наверняка поделится массой занимательных историй, которые с ним случались, потому что не только знатный сочинитель бардовских песен, но и занимательный рассказчик. А пока Алексей побеседовал о только что вышедшей книге с корреспондентом рязанской «Новой». 



– Книга «Мой часовщик» – дебютная?  

– Нет, не дебютная. Первая книга вышла еще в 2004 году. Ее мы выпустили вместе с Валерием Васильевым. Это была книга стихов и песен, как бы два автора «под одной крышей». Потом было много публикаций в различных сборниках и периодике, до полноценного издания не доходили руки. К тому же сейчас существуют интернет-порталы, такие как «Стихи.ру» или «Изба-читальня», на которых можно совершенно спокойно, без лишних забот, печататься и находить своего читателя. А традиционная книга – это хлопоты, деньги и масса затраченного времени. Все сложилось и вылилось в книгу только сейчас. 

– Что вошло в книгу? Только ли тексты песен?

– В книгу вошли, в основном, стихи, являющиеся еще и песнями. Но есть и просто стихи, которые я не пою. Есть и один рассказ. Материала, не вошедшего в книгу, тоже предостаточно – рассказы, стихи, даже небольшие сценарии. 

– Песня «Затинка», текст которой тоже вошел в книгу «Мой часовщик», стала в последнее время популярна в исполнении Эллы Хрусталевой и ее ансамбля «Мама Jazz». Можно даже осмелиться сказать, что если существует песня, наиболее подходящая на роль неформального гимна Рязани, то это именно «Затинка» Алексея Фошина. Но «Мама Jazz» несколько исправили текст, сделав его короче. Нормально относишься, когда другие исполнители так вольно относятся к твоим сочинениям? 

– Я бы не сказал, что Элла отнеслась вольно. Скорее, наоборот – весьма аккуратно и бережно. А исправленное окончание – это просто необходимость. В исходном тексте финал немного другой, мужской. «Мама Jazz» сделали его женским, а саму песню – более динамичной. К тому же, я сам пою ее на концертах со своим финалом, поэтому слушатели могут оценить оба варианта – кому что нравится. Вообще-то, я жутко благодарен и Элле, и ее «Мамкам...» У меня нет возможности столько выступать и участвовать в конкурсах, как делают это они. А благодаря ансамблю «Мама Jazz» я как бы тоже выступаю и гастролирую. 

– Очень многие знают песню «Затинка», но она стала известной в чужом исполнении. А какие собственные песни являются любимыми для самого Алексея Фошина? Можно «Топ-5» от самого автора? 

– У меня нет такого «топа». Все, что я написал – все мое. Что не нравилось – выкинул. Просто некоторые песни я чаще пою на выступлениях – наверное, потому что они понятнее аудитории. Это не значит, что я пытаюсь потрафить вкусам публики, совсем нет. Просто с людьми надо говорить на понятном им языке, о понятных и волнующих их вещах.

– В основном, Алексей Фошин выступает в небольших кафе вроде «Фонтана» и «Старого парка», но однажды была попытка собрать огромный зал Дворца молодежи, и не сказать, чтобы совсем безуспешная. Думаешь когда-нибудь повторить это смелое начинание, устроив концерт в по-настоящему большом зале?

– Посмотрим. Выступления в больших залах – тоже дело хлопотное и затратное. Может, годика через полтора, если все свяжется... Хотя мне интереснее небольшие залы, где видишь каждого человека – жанр авторской песни обязывает. А на стадионах поют другие песни. К тому же сейчас собрать зал достаточно сложно – огромное предложение для зрителя различных творческих направлений, жанров и еще бог знает чего. Шоу-бизнес живет по своим законам – вложения, продвижение, реклама и тому подобное. Хлопотно и скучно. Мне не раз говорили профессиональные артисты от авторской песни, что я – счастливый человек, потому что зарабатываю деньги не на сцене, а инженерским трудом. В этом случае я могу выступать, где мне захочется и когда захочется. А кормящим семью артистическими заработками выбирать не приходится – выступают даже перед теми, перед кем не хотелось бы. 

– Иногда выступаешь не только сольно, под одну гитару, – я помню, как некоторое время назад была попытка создать дуэт с клавишником ансамбля «Мама Jazz» и целого ряда других проектов Анатолием Балашовым. Продолжится движение в этом направлении?

– Да, у нас сложился с Анатолием Балашовым, как мне кажется, неплохой коллектив. Это прекрасный высокопрофессиональный музыкант, умеющий слушать и слышать других, импровизировать с глубоким пониманием материала, мне с ним комфортно выступать, и публике он нравится, поэтому стараюсь с ним выходить на сцену как можно чаще. К сожалению, это не всегда возможно – уж больно он востребован в различных проектах. А сейчас, когда вышла книга «Мой часовщик», мы в рамках презентации подготовили новую программу, еще и со стихами из книги, которые замечательно читает Михаил Яковлев. Премьера состоится 29 марта в Концертно-выставочном зале «На Грибоедова». Там еще откроется выставка прекрасных фотографий врача Николая Крупнова – в общем, будет целый «культурный перекресток», всех приглашаю. Движение продолжается, планов – на много лет вперед.

Мой часовщик

На быстрых стрелках времени распяты,
Какой-то силой дьявольской движимы,
Спешим, летим по кругу циферблата,
Пока завод не кончился пружины.

Пока еще колесики не стерлись,
Пока не источились молоточки,
За часом час, за годом год, на совесть,
И так до той последней самой точки,

Когда, со звоном лопнувшей пружины,
Небесные ворота распахнутся,
И на границе той и этой жизни
Мы не успеем даже оглянуться.

И не успеем мы ни удивиться,
Ни повиниться и ни попрощаться,
Поскольку это не имеет смысла,
Поскольку не придется возвращаться.

Обидно будет нам, что как-то мало,
Досадно будет нам, что так некстати,
Да поздно – и пружина поломалась,
И часовщик уже решил, что хватит.

Пока скрипят колесики, пружинки,
Пока стучат шальные молоточки,
Мой часовщик, дай мне побольше жизни,
И хода стрелок подари мне точность.
Анатолий ОБЫДЁНКИН