Кто лжет о предназначении свалки в рыбновской деревне Зеленино? Факты, домыслы, оценки
В Рязани так привыкли к лукавству властей, что стараются не замечать его. Полуправды и неправды столько, что на доказательства и борьбу уходит много сил и времени, а у рядовых граждан нет ни того, ни другого. Однако и они возмутились, когда над ними нависла реальная угроза – жизнь рядом со свалкой радиоактивных отходов, которой, по заявлению руководителя администрации Рыбновского района Андрея Горелова, нет. На кадастровой карте есть, в выписках Росреестра есть, по словам чиновников – нет. Так какому ведомству больше верить?
Мусоровозы с московскими номерами
В двадцатых числах апреля по интернету с невероятной скоростью разлетелась новость о мусорном полигоне в Зеленино, разрешенный вид использования которого – «для размещения хранилищ радиоактивных отходов». К тому же, местные жители сняли на видео мусоровозы с московскими номерами, которые везли свое «добро» на свалку. Участок с кадастровым номером 62:13:1170301:510 относится к категории земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». «Для обеспечения космической деятельности» – звучит красиво, на деле выглядит не очень. «Сейчас туда ездят груженые мусором автопоезда со стороны Москвы. Неужели власти совсем оборзели и хотят, чтобы мы все погибли!? Это трындец, товарищи», – опубликовали рязанцы в самом крупном паблике.
«Там речка Мокша (вероятно, автор имел в виду реку Мощёнку, – ред.) рядом, которая впадает в Вожу, Вожа впадает в Оку. „Наш“ губернатор лучше бы к себе на родину мусор вез», «Вы еще не привыкли, что властям по фигу на людей? Они сидят там, набивают свои безразмерные животы и карманы. У них нет ни стыда, ни совести, ни патриотизма, уж тем более мыслей и ответственности за народ, который они обсасывают», «Наша беда в том, что мы способны обсуждать весь этот беспредел только здесь, радоваться, что Караулов снял фильм о частичном бардаке. Нам не хватает смелости выйти на улицу и потребовать отставки первых лиц. Пока трусим, ничего не изменится», – откликнулись в комментариях подписчики.
Свалка среди сельхозугодий
«Земельный участок площадью 161 710 кв.м сформирован под строительство полигона с видом разрешенного использования – для строительства полигона твердых бытовых отходов. Возведенный на земельном участке полигон предназначен для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Складирование радиоактивных отходов на полигоне запрещено и не производится», – ответил возмущенным землякам на своей странице во «ВКонтакте» Андрей Горелов. Он подчеркнул, что «на данном полигоне никогда не размещалось, не размещается и не будет размещаться никаких радиоактивных отходов!»
Рязанцы позволили себе не поверить словам главы и предоставили выписку из Росреестра на этот участок. «Для размещения хранилищ радиоактивных отходов», – черным по белому написано в документе. Администрация Рыбновского района опровергла и эту информацию, дописавшись в интернет-обсуждении до того, что данные публичной кадастровой карты якобы не являются официальным источником информации. «В настоящее время по факту внесения данной недостоверной записи в публичную кадастровую карту проводится проверка, в том числе правоохранительными органами», – заявили в администрации. И предоставили другую выписку, в которой прописан вид разрешенного использования – «для строительства полигона твердых бытовых отходов».
Корреспондент «Новой» также заказал выписки в Росреестре и получил документ, названный Рыбновской администрацией «не соответствующим действительности»: «Для размещения хранилищ радиоактивных отходов» (см. фото 1). Бумага датирована 21 апреля, имеет №99/202/388945422.
Согласно второй выписке (см. фото 2), участок принадлежит Рыбновскому муниципальному району Рязанской области. Окружающие свалку земельные участки сельхозназначения с 2008 по 2012 гг. несколько раз переходили из рук в руки и оказались в собственности предпринимателя Леонида Мысливцева – директора организаций «Ветер перемен» (выращивание овощей) и «Агромир» (выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных). Он оформил участки в собственность 9 февраля 2012 года, участок свалки обрел хозяина 11 апреля того же года. Логично было бы предположить, что именно Мысливцев выделил тогдашнему руководителю Рыбновского района Владимиру Дзюбе участок под свалку среди сельскохозяйственных угодий.
Олег Генералов
По сообщению Горелова, арендует полигон ООО «Экологическо-коммунальная организация» («ЭКО»). Им руководит директор Олег Генералов. Коммерсант возглавляет еще две фирмы (ООО «ЭКО-Р», ООО «Водоканал Плюс») и – внимание! – муниципальное унитарное предприятие «ЭКО». Еще в 2019 году он записал видеообращение, в котором назвал жалобы на завоз московского мусора на рыбновскую свалку клеветническими, а также информационной войной, которую развязал уволенный за пьянство сотрудник полигона ТБО. Он пожаловался на постоянные проверки, которые вынуждена проводить природоохранная прокуратура по клеветническим жалобам.
В 2019 году проверку полигона провел и Роспотребнадзор, обнаруживший одно из нарушений: на полигоне не осуществлялся радиационный контроль за поступающими отходами. Осуществляется ли он сейчас, неизвестно. По словам Горелова, «регулярно производится выемка проб воды из скважин, грунтовых вод, постоянно контролируется уровень загрязнения воздуха». О радиационном контроле мусора не сказано ничего.
Вроде, все понятно. Есть только одно «но»: МУП «ЭКО» в последний раз получало госзаказы в 2013 году, ООО «ЭКО-Р» вообще никогда не получало госзаказы, ООО «ЭКО» в последний раз участвовало в торгах в 2019-м. А два с половиной года назад организация получила госзаказы почти на 16 млн руб., самыми крупными заказчиками были администрация Рыбновского района и райцентра и прокуратура Рязанской области. Это данные системы «СПАРК-Интерфакс». Она не лжет. Получается, фирмы Генералова сейчас отрабатывают исключительно частные заказы, располагаясь на муниципальной земле.
Верю – не верю
Прокуратура Рыбновского района проводит проверку полигона. Тем временем на публичной кадастровой карте предназначение свалки «для размещения хранилищ радиоактивных отходов» сменилось на «для строительства полигона твердых бытовых отходов». Но каким образом появилась первая запись о предназначении участка? Росреестру больше нельзя доверять, нужно доверять местным властям?
Ясно как белый день: основанием для проведения Росреестром любых регистрационных действий может быть только документ. Документ уполномоченного органа. То же самое и для внесения изменений в публичную кадастровую карту. Значит, такой документ был. Ничто не мешает его прямо сейчас отыскать в Кадастровой палате Рязанской области.
И еще одна важная деталь – получить разрешение на захоронения отходов первого класса опасности не так просто. Изменить, выражаясь чиновным языком, вид разрешенного использования земельного участка под радиоактивное хранилище не под силу даже на региональном уровне. Это уровень федералов. Остается предположить, что кому-то с серьезными столичными связями в природоохранных кругах или мусорном бизнесе приглянулся этот затерянный среди сельхозугодий полигончик в 170 км от Москвы. И чтобы отжать с пользой, надо хорошенько подготовиться...
Но это лишь версия, впрочем, не раз и не два звучавшая в деловых кругах.
А вот как быть со вполне реальными мусоровозами с московскими номерами, которые разъезжают по Рыбновскому району и регулярно «ныряют» на полигон в Зеленино? И главное – с чем.
комментарий
Николай МАКАРИКОВ, депутат Рязанской областной думы:
«Неудобство от полигона в Зеленино, действительно, есть»
– Ситуация, действительно, странная, с ней разбирается прокуратура. Буквально сейчас, когда я с вами разговариваю, руководитель управления Росреестра по Рязанской области Усейкин Андрей Казимирович разговаривает с работниками прокуратуры. Он сам не понимает, как такое могло произойти, что это (вид разрешенного использования – «для размещения хранилищ радиоактивных отходов», – ред.) обозначение попало на публичную кадастровую карту и в базы Росреестра. Чья-то ошибка или намеренное введение в заблуждение кем-то из сотрудников, которого некто попросил это сделать. Да, есть и такой вариант. В любом случае, сейчас идет разбирательство, и люди будут знать, чем закончится этот нехороший «детектив». Даю слово, что непременно донесу это до людей, ведь я взял этот вопрос под личный контроль.
По поводу самого полигона: я сам там был, поеду еще раз. Мусор складируется по дорогостоящей технологии: выкапывается яма, мусор захоранивается, его прессуют, сверху пересыпают землей. Это не гора наваливается величиной с девятиэтажный дом. Сейчас организация «ЭКО» сотрудничает с тремя коммерческими организациями, в том числе, из Касимовского района. Машины с московскими номерами могут быть наемными, но московских организаций среди поставщиков мусора нет. Радиоактивного мусора там тоже нет. Чтобы доказать это людям, я сам напишу письмо руководству МЧС, чтобы их привлечь к измерению радиационного фона, – я точно знаю, у них есть соответствующие приборы.
Неудобство от полигона ТБО в Зеленино, действительно, есть. Я разговаривал с местными жителями, они пожаловались, что многотонные мусоровозы разбивают дороги, от них много шума. Также свалка граничит с полями, на которых выращиваются сельхозкультуры… Надо как-то решать этот вопрос, строить мусороперерабатывающие заводы, что ли? Но что-то же надо делать с мусором. Надо плотно заниматься этим вопросом.
Екатерина ВУЛИХ