Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№21 от 29 мая 2014 г.
Свет в окошке
К юбилею мэтра в Рязанском художественном музее выставлены классические и малоизвестные кадры Евгения Каширина


 
31 мая Евгению Николаевичу КАШИРИНУ исполнилось бы 65 лет. Ко дню рождения безвременно ушедшего из жизни друга его коллеги по Союзу фотохудожников и Рязанский художественный музей приготовили единственно правильный подарок – фотовыставку его работ. Она открылась еще в начале мая и будет работать до конца августа, превратившись на целое лето в дар городу от самого Каширина.


 
…Перечитав первое предложение этой вступительной информационной части, я вдруг поймала себя на мысли, что автоматически написала имя Евгения Николаевича без каких-либо пояснений. А, наверное, уже надо бы добавлять «выдающийся фотохудожник»… Да и прочие знаки признания: Заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин г. Рязани – придающие вес официальным пресс-релизам, не были бы лишними в тексте про Каширина спустя семь лет после его ухода.
 
За эти годы река времени обкатала самые острые камни. Боль утраты, нет, не утихла, но как-то притупилась. То, что еще вчера было таким близким и естественным, становится музейным достоянием и фактом истории. И приходят новые поколения, которым эта история незнакома.

 
Мысль о том, что совсем скоро феномен Евгения Каширина надо будет объяснять, озвучил историк Александр Никитин практически сразу после печального события. И, взяв на себя эту обязанность, блестяще с ней справился (статья увидела свет в альманахе «Рязанская старина»). Но на вернисаже он признал, что лучшее объяснение Каширина – это подобные выставки, которые действуют как встряски.
 
Никто не расскажет о Каширине лучше, чем сам Каширин через свои фотографии. Фотохудожник высочайшего класса, уже в 20 лет ставший лауреатом конкурса «100 лучших фотомастеров мира», он посвятил себя одному-единственному – провинциальному – городу и его жителям. Рязань стала его музой, а он превратил ее в явление искусства, исследуя, познавая и документируя городскую жизнь более сорока лет.

 
Коллекция, представленная на памятной выставке, – малый фрагмент наследия фотохудожника. Основу ее составили фотографии из той части распыленного архива Каширина, которая хранится в фондах Рязанского музея истории молодёжного движения. В экспозицию вошло около 100  работ, среди них уже признанная каширинская классика, но интересны, прежде всего, малоизвестные, редко публикуемые кадры.
 
Для сегодняшнего дня выставка уникальна: все снимки являются бромосеребряными отпечатками, выполненными еще самим Евгением Николаевичем при жизни. Кое-где с царапинками, заломами и прочими следами прошедших лет, они вновь открывают для нас утраченную, осиротевшую после ухода своего летописца, Рязань – Рязань Евгения Каширина.

 
В этом городе школьницы не утыкаются в экран смартфона, а азартно обсуждают свои секретики после школы, сбившись в тесный кружок и закинув подальше портфели. Здесь переговариваются с соседкой, высунувшись в форточку, широко растягивают меха гармошки, а мальчишки еще знают, как смастерить самодельный лук. И лица людей здесь какие-то особенные, светлые и ясные.

 
…И в этом городе еще горит приветливым светом окно в фотолаборатории Евгения Каширина на улице Полонского. Оно и сейчас там горит, правда, совсем с другими хозяевами. Но можно перейти улицу и попасть в музей. К Каширину на день рождения.
 
Вера НОВИКОВА