В одном из исторических зданий Рязани разместилось сразу 20 музеев
В фантастической литературе последние годы прочно закрепилось звонкое словечко «попаданцы». Используется оно для обозначения книг, построенных на одном и том же приеме: главный герой неким образом попадает… В волшебный мир, в будущее, на другую планету – вариантов масса. Но самый распространенный и, пожалуй, самый интересный – попадание в прошлое. Причем не в выдуманное, а в реальное. С какой фантазией авторы описывают освоение современным человеком своего собственного прошлого! Но на самом деле этот литературный прием уже давно опробован на практике. И для этого нужно просто попасть… в музей. Рязанский Музей истории молодежного движения шагнул в этом деле еще дальше, сконцентрировав на своей площадке пространство и время: в марте здесь был запущен Первый совместный выставочный проект музеев региона «Время. События. Люди» к 80-летию Рязанской области. Во вторник, 20 июня, открылась вторая выставка из заявленного цикла.
Земляки
Для экспериментов со временем можно смело брать любой год. К примеру, 1914-й. В этом году впервые начали появляться в печати стихи Сергея Есенина. Григорий Пирогов уже блистал на сцене Большого театра. Будущий микробиолог и эпидемиолог Владимир Тимаков из села Пустотино еще ходил в школу. А в селе Шилово Спасского уезда машинист-железнодорожник Фёдор Макаров и его жена Пелагея праздновали рождение сына – Николая Макарова, которому еще только предстояло стать легендарным конструктором оружия…
![](/images/upload/PAN_1396w.jpg)
Передвигаясь по оси времени, упражняться можно бесконечно. Будут меняться эпохи, личности, события, достижения. Но неизменным останется место, объединившее всех этих великих людей, – Рязанская земля.
Отталкиваясь от этой идеи, Музей истории молодежного движения выстроил первую экспозицию в рамках совместного выставочного проекта. Заглавная выставка открылась 23 марта и называлась «Наши земляки». В проекте приняли участие 22 музея Рязанской области: государственных, муниципальных и даже частных. И каждый представил зрителю своих прославленных уроженцев.
«Пантеон» земли Рязанской организован по четырем секциям: «Наука и космос», «Литература», «Изобразительное искусство, музыка и театр», «Защита отечества и трудовые подвиги». Проходя по непрерывной экспозиции, зритель отвечал на главный вопрос: готов ли я стать таким же? Могу ли я занять достойное место в этом ряду?
Более 70 фамилий! Но даже в таком внушительном списке ни у кого не было риска «затеряться»: каждый из героев был представлен через подлинные экспонаты, составившие главную «изюминку» выставки.
История, рассказанная вещами
Свыше 700 экспонатов было собрано в этом общемузейном проекте! Подлинные вещи знаменитых рязанцев, рукописи, фотографии, художественные произведения...
– Сложность в том, что при разнообразии подлинных предметов, разрозненных и разнородных, надо собрать цельную экспозицию, – поясняет Татьяна Павлова, заместитель директора МИМД по развитию. – При этом экспонаты не должны «спорить» друг с другом. В этом заключается ценность экспозиции: в одном пространстве встречаются герои, которых мы бы никогда не представили рядом.
И самое главное, герои встречаются с нынешним поколением. Все время работы выставки на ее основе действовала культурно-образовательная программа. У каждого музея была возможности познакомить юных зрителей со знатными земляками лично. И вот здесь мемориальные вещи и создали этот удивительный эффект «попадания» во время.
Приложить к уху слуховые трубки Циолковского (как известно, в возрасте 9 лет Циолковский заболел скарлатиной и частично потерял слух). Примерить телогрейки, в которые одевались рабочие бригады Дарьи Гармаш, достать из ее ящика неподъемный гаечный ключ и поработать им. Посмотреть на изрядно поношенный плащ Георгия Вагнера, его протертые башмаки с дырами и попытаться представить суровый быт русского интеллигента: преследуемого властями, прошедшего через тюрьмы, но не сломленного и продолжавшего работу.
Угадать, что делает пустая банка в экспозиции, посвященной Николаю Макарову. (Подскажу, одним из гражданских изобретений Макарова стала стеклянная крышка со скобой, предназначенная для консервирования продуктов. Придумал Николай Федорович и свою машинку для закатывания консервов. Все эти приспособления он сделал по просьбе своей жены). Наконец, как шараду, разобрать надпись, собственноручно сделанную Есениным на его личной шкатулке…
Несколько десятков игровых и интерактивных программ, лекций, круглых столов и презентаций состоялось в рамках выставки «Наши земляки». Каждая встреча открывала новые неизвестные подробности из, казалось бы, уже таких изученных биографий. И вот теперь от личности – к нации и национальностям: 20 июня стартовала вторая выставка проекта «Обычаи. Традиции. Ремесла».
И снова более 20 музеев области, снова подлинные уникальные экспонаты, иллюстрирующие крестьянский и городской быт. На этот раз музеи привезли в Рязань богатейший этнографический материал из своих собраний. Впервые в едином экспозиционном пространстве представлены музейные предметы, раскрывающие общие и самобытные черты различных этнических, территориальных и этноконфессиональных групп нашего региона.
Отцы и дети
Совместный выставочный проект музеев на базе МИМД стал первой акцией, отметившей 80-летие Рязанской области. Завершится цикл осенью выставкой «К 100-летию революции 1917г.». Но при всей масштабности этой акции, требующей массу сил и времени, это лишь толика той работы, которую музей выполнил за сезон. Выставочная деятельность впечатляет. Для рязанских современных художников МИМД – одна из немногих площадок в городе, где можно представить свое творчество зрителю. Впрочем, музей охотно принимает не только известных и именитых мастеров. Необычайно востребована программа для молодых художников «Большие надежды», к которой присоединяются и авторы из соседних областей.
Особо хочется сказать о социальных проектах. С поразительным откликом прошла выставка Ольги Шаровой «Точка опоры». В 33 года у Ольги появились первые симптомы неизлечимого заболевания – бокового амиотрофического склероза (БАС). Болезнь двигательных нейронов, при которой человек постепенно теряет способность к движению. Но вместо того, чтобы оплакивать судьбу, Ольга открыла в себе новые возможности. Свои удивительно теплые и светлые работы художница создает, держа кисть в зубах!.. Через выставку об этой пронзительной истории узнали далеко за пределами города: историю Ольги описал Всероссийский портал «Милосердие.ру», а 21 июня, в Международный день БАС, музей присоединился к всероссийской волонтерской акции.
Кинопоказы, театральные представления, дефиле от молодых дизайнеров, фотовыставки, посиделки на летней веранде и во дворе (пространства, которые музею еще предстоит освоить) – сегодня МИМД является любимой площадкой тех, кого принято называть творческой молодежью.
И, главное, все эти проекты гармонично сосуществуют с постоянной экспозицией музея.
– По мере накопления коллекции и в силу обстоятельств музей на сегодняшний день сложился как музей военной истории, – рассказывает Елена Графшина, заведующая культурно-образовательным отделом МИМД. – Но за каждым этим событием стоят молодые люди, которые их совершали. Вся история нашей страны – это вечный спор поколений. «Дети» бунтуют против «отцов». Но проходит время, и вчерашние революционеры становятся консерваторами, и им на смену приходят новые бунтари. В истории нашего музея это четко прослеживается… Мы видим, как сегодня в обществе возвращаются к идеям пионерии и комсомола. Если убрать идеологическую окраску, оттуда можно почерпнуть массу полезного...
Когда музей только начинался, в 1988 году, здесь был собран материал про афганцев. Это был прорыв! Афганская тема была закрытая, не знали, как о ней рассказывать, как общаться с родственниками воинов. И вот в будущем году 30-летие вывода войск из Афганистана. Сменились эпохи. Сколько с тех пор пережито войн! И уже на примере Афганистана мы говорим с нашими посетителями о сегодняшних военных конфликтах. И видим, что история повторяется…
Историей дышат сами стены музея. Здание построено в 1876 году как резиденция рязанских губернаторов. А в годы революции здесь находился штаб, в котором и была провозглашена Советская власть в Рязани. «Рязанский Смольный» сам по себе уже является экспонатом, объединив в себе три эпохи. В XIX в. это была уютная городская усадьба, дом губернатора. В XX в. – центр революционного движения. А та молодежь, которая приходит сюда сегодня, закладывает историю будущего.
От первого лица
Наталья АЛИМОВА, директор Музея истории молодежного движения
– Надо сказать, что на момент моего вступления в должность директора, была десятилетняя пауза в моей музейной практике. Первым местом работы был научно-методический отдел Рязанского кремля. И вот, спустя годы, вернувшись в музейное дело, я увидела, как все сильно поменялось: модернизировались подходы, изменились взгляды, далеко шагнула теория. И сейчас, когда музей задумывается об обновлении, важно понять, каков же он, наш посетитель? В результате экспертного анализа выкристаллизовалось ясное и четкое понимание: сегодня посетитель нашего музея – это, прежде всего, творчески увлеченная молодежь, люди, которые живут и горят своим делом. Молодые художники, фотографы, дизайнеры, поэты и писатели, любители театра и кино – у нас им комфортно и уютно, это наши люди. Музей стал востребованной площадкой для политических дебатов молодых людей, что нас несомненно радует. Сегодняшний день ставит перед музеем исторического профиля сложную, но интересную задачу – осмыслить прошлое и современно отразить его.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА