Число россиян, покинувших Родину в 2022 году, не поддается точному подсчету.
Во-первых, кто-то просто ездил за границу в отпуск и вернулся через две недели или месяц – это явно не эмигранты. Во-вторых, есть немало людей, живущих за пределами России довольно давно, но иногда по делам возвращающихся на время (заболели родственники, надо продать недвижимость) – и если их новый отъезд пришелся на прошлый год, трудно сказать, что они эмигрировали в этом. В-третьих, есть приглашенные на работу какими-то зарубежными фирмами.
С другой стороны, если по документам видны отъезд человека в марте 2022 года и возвращение в декабре – это может означать, что он заглянул на Родину на две недели встретить Новый год с родными, а потом в январе 2023-го снова отбыл, например, в Тбилиси.
Эксперты называют цифры от 400 тысяч до одного миллиона уехавших из России. Для нашего региона Рязаньстат, например, насчитал еще в первом квартале 2022 года 1301 выбывшего за границу жителя. Однако сколько из них можно назвать модным словечком релоканты, а сколько среди этого потока возвращающихся на родину азиатских гастарбайтеров, не определишь.
Проследим основные маршруты рязанской миграции на примере конкретных людей.
Город Дилижан под Ереваном
Армянский подъем
Владислав покинул Россию еще в конце августа 2022 года, когда ажиотажа еще не было. Билет в Ереван в один конец стоил 14 тысяч рублей.
Зачем уехал? Чтобы получать зарплату от работодателей в Нидерландах, на которых трудился удаленно – в Россию деньги стало переводить невозможно.
Почему выбор пал на Армению? Потому что в Рязани его соседями были армяне, и их ереванские родственники обещали помочь устроиться.
– Въехать сюда можно даже без загранпаспорта, по внутреннему, – пояснил Владислав. – Живешь первые полгода, не оформляя никаких документов. Потом нужен вид на жительство или рабочая виза.
Здесь меньше наплыв богатеньких москвичей, чем в Грузии. За 12-15 км от столицы за комнату просят 70 тысяч драм (15 тысяч рублей) в месяц, за целый дом – 250 тысяч драм (55 тысяч рублей). Владислав начал оформлять вид на жительство (ВНЖ), когда понял, что за месяц «вышел в плюс» – заработал больше, чем потратил. Стоимость ВНЖ – 105 тысяч драм, или 24 тысячи рублей, да еще надо заплатить за нотариальное удостоверение перевода российских документов.
Экономика Армении выросла в 2022 году на 12,6% – во многом за счет новых жителей из России.
Остановка в Уральске
Казахстанские доходы
Мы списались с семьей молодых врачей, окончивших Рязанский медицинский университет – хотя в областном центре они были приезжими. Детей у супругов еще нет. Уехали в ноябре 2022-го.
– Я служил в армии, – пояснил Виктор, – и мне военкомат дал категорию А1. Мы с женой не особенно спешили, переждали это безумие на границах, сложили вещи, и когда появились билеты на поезда – поехали в Оренбург.
Жена уволилась и получила расчет, а муж пошел в отпуск на три недели, из которого не вернулся, предупредив начальство дистанционно. Оказалось, что увольнение через интернет отделы кадров уже освоили.
Через границу от Оренбурга лежит город Орал, где жене сразу же предложили место педиатра в поликлинике. Через четыре месяца дождался работы и муж.
– Оралом называется Уральск, – рассказал Виктор. – Тут воевал Пугачев, допрашивал его Суворов, приезжал ненадолго Пушкин, у отца Столыпина гостил Толстой. В 1894 году была построена Рязанско-Уральская железная дорога. Словно из России и не уезжали. На улицах все говорят по-русски, только деньги в магазинах другие.
В Казахстане нужно получить местный аналог ИНН – тогда дадут банковскую карту. На скромную жизнь в месяц нужно 60 тысяч тенге (11 тысяч рублей) на человека, съём маленькой жилплощади на двоих стоит еще 50 тысяч тенге (9,5 тысячи рублей). Зарплаты при этом не отличаются от какого-нибудь рязанского Ряжска или Скопина.
Мясной магазин в Сербии
Сербские привилегии
Самая дружелюбная для россиян страна Европы не в первый раз принимает волны нашей эмиграции.
Ровно столетие назад, в 1923-м, в Югославии жили 44 тысячи бывших подданных скончавшейся Российской империи. Тогда все офицеры немедленно получили от югославского короля пенсии, а гражданским, если они готовы были заниматься земледелием, давали в горах угодья – либо выращивай виноград, либо паси овец.
Сейчас происходит что-то похожее. Парламент Сербии уже разрабатывает закон об отмене для россиян отдельного оформления разрешения на работу – его будут выдавать вместе с ВНЖ. А через пять лет (когда-то срок равнялся всего одному году) можно подать документы и получить гражданство.
– Перелет с пересадкой в Турции был дороговат, больше 30 тысяч рублей, – рассказывает рязанец Константин. – Поселиться в Белграде в декабре тоже было накладно, тут наших почти 100 тысяч прилетели и взвинтили цены. Но в городе Шабац удалось снять гостинку за 26 тысяч динаров в месяц, тогда это равнялось 15 тысячам рублей.
Устроился там рязанец на молочный комбинат, как и в родном городе. Зарплата в 57 тысяч динаров (сейчас это 45 тысяч рублей).
Молоко в сербском Шабаце
– За пару недель я выучил все термины по технологии, – хвалится Константин, – а в мае уже на улице заговорил на местном языке. Это же братья-славяне, тут все просто!
Помогают братской экономике и наши предприниматели. В Сербии за 2022 год появилось более 3200 новых малых предприятий, основанных российскими гражданами.
Торговые места в Индии
Индийские барьеры
Индийский релокант (мы назвали его Александр) перепробовал в жизни много занятий – от продавца до лектора. Отправляясь за пределы России, он выбрал страну, в которой уже не раз был туристом.
Авиабилет из Москвы в Дели стоил 25 тысяч рублей с пересадкой в Ташкенте. Когда приехал, скромное жилье в пригороде столицы снял за 10 тысяч рупий в месяц (примерно 10 тысяч рублей). Одежда в тропической стране требуется только летняя, питание дешево – на проживание хватает 1000-1500 рублей в день без аренды жилья.
Там есть и другие русские. Кто может, работает дистанционно на прежних российских работодателей. Можно найти и местную работу – русские на курортах Индии востребованы как гиды для туристов из бывшего СССР.
Но официально трудоустроиться в местную компанию очень сложно. Даже рабочую визу дают только на год. Огромная трудность – без ВНЖ получить индийскую банковскую карту.
Официальный язык страны – английский, поэтому хорошо учившиеся в школе рязанцы перестают замечать лингвистический барьер через несколько недель.
Гонконгские перспективы
Еще один рязанец, которому мы дали имя Камаль, – программист.
– И эмигрант во втором поколении, – пошутил он.
Для его родителей Рязань была новой родиной после распада СССР. В ноябре 2022 года он сам решил надолго сменить место жительства. Поскольку студентом Камаль немного факультативно учил китайский язык (в Рязани с 2010 года действует институт Конфуция), то для релокации выбрал Гонконг.
– С 2019 года я удаленно работал на российское представительство китайской фирмы в Москве, – рассказал молодой человек. – Из-за этого не боялся. Родители сначала отговаривали, но потом им по телевизору несколько раз объяснили, что за Китаем будущее – и я спокойно поехал.
Камаль отправился в город-остров, который всего 30 лет назад был частью Великобритании – там по-английски говорят так же часто, как и по-китайски. В отличие от континентального Китая, для въезда туда россиянам не нужна виза. К тому же зарплаты там больше: 15-20 тысяч гонконгских долларов, или 160-210 тысяч российских рублей в месяц. Правда, цены выше московских. Например, интернет стоит 8 гонконгских долларов в день – то есть почти 2,5 тысячи рублей в месяц.
Рабочая виза оформляется где-то полтора месяца, действует она сначала год, а при повторном оформлении – два.
– Мне тут китайские программисты говорят, – поясняет рязанец, – что мечтают уехать в Сингапур или Сидней. А мы из России, значит, займем их место.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Горожане уезжают... от поликлиник