Что помогает и мешает развитию внутреннего туризма в Рязанской области
Второй год господства в России так называемого «внутреннего туризма» (по эпидемиологическим соображениям) наконец-то принес свои плоды: на улицах и проспектах Москвы появились большие рекламные щиты со слоганом «На выходные в Рязань!» Хорошо, что жители столицы ездят в Рязань не только на дачи. Хотя и привлечение инвестиций в рязанскую недвижимость было бы неплохой тенденцией.
Отдых без моря и ограничений
Ассоциация туроператоров России отмечает, что увеличение продаж официальных туров по традиционному «Золотому кольцу» и соседним с Москвой областным центрам во втором квартале 2021 года составило уже 9%, а в третьем, вероятно, вырастет еще сильнее.
Про тех, кто тур не покупает, а просто садится за руль автомобиля, сажает в салон семью и едет самостоятельно, и говорить нечего.
Причина? Она в том, что на морской курорт теперь в России съездить не очень-то просто. Основной причиной, по которой после 20 июля поезда на Сочи и Новороссийск стали не такими полными, как в июне, – ограничения по заселению в отели и санатории: гостей без сертификата о прививке в Краснодарском крае больше не пускают. Даже в частном секторе по домам ходят представители санитарных органов и допрашивают хозяев, привиты ли живущие у них отпускники.
Конечно, обладатели загранпаспортов могут променять Сочи на турецкий Мармарис или черногорский Херцег-Нови – ну, а если паспорта нет, как у 74% россиян?
Когда выяснилось, что население центральной России ради возможности не вакцинироваться готово отказаться от поездки на море, а в отпуск люди все-таки уходят, туристические агентства переключились на рекламу путешествий по России. Но оплатить дорогу на Байкал сможет не каждый, а вот заглянуть в Муром, Рязань или Великий Новгород, о которых столько всегда говорят, пожалуйста!
В Рязани не требуют COVID-паспорт при заселении в отели, как это случается в других регионах страны (например, в Астраханской и Псковской областях, Чечне, Адыгее, нескольких районах и поселках Ленинградской области). С осени 2020 года нет никаких ограничений для точек общепита, и только экскурсии в музеях проводят для групп не более шести человек.
Город на отшибе
Большинство туров в Рязань, естественно, реализуется в столице или других городах, откуда граждане направляются в наши края. Местный бизнес залечивает раны (весь 2019 год – услуги на 524 млн руб., весь 2020 год – на 152 млн руб., первое полугодие 2021 года – уже на 123 млн руб.). При этом наши отели, хостелы, рестораны и кафе отчетливо заметили приток клиентов из других регионов: например, оборот гостиниц снова превысил уровень 2017 года, а ведь это был сравнительно неплохой год.
Много ли тех, кто останавливается не на одну ночь, а на несколько дней, то есть считает Рязань основной целью своего визита? Мы задали этот вопрос администраторам отелей и получили неожиданный ответ: большинство индивидуальных путешественников проводит в городе две-три ночи, а вот участники разъезжающих на автобусах экскурсионных групп ночуют и отправляются дальше.
Действительно, московские турагентства обычно предлагают Рязань путешественникам в составе маршрута из нескольких городов. Наши края объединяют то с подмосковными Коломной, Зарайском и Егорьевском, то с Тулой и Алексиным, то с Касимовом и Муромом, то с Суздалем, Владимиром и Гусем-Хрустальным.
При таком разбросе группы составляются из туристов, которые не интересуются каким-то одним культурным направлением. Им показывают только «верхушки»: немного кремля, немного дома Павлова, немного десантного музея, плюс заезд в Константиново.
Гораздо лучший пример организованности показывают паломнические группы по линии «церковного турпрома». Этим гостям, как выясняется по объявлениям у храмов Москвы, интересен и Рязанский кремль с его святынями (практически бесценна одна только Муромская икона Богоматери), и недавно восстановленный колодец архимандрита Авеля, и монастыри в Солотче и Пощупове, и даже место обретения знаменитой Федотьевской иконы Богоматери. Программа на два дня как минимум!
3 июня губернаторы девяти российский регионов, в том числе и Рязанской области, подписали соглашение о расширении главного туристического маршрута России и превращении его в «Большое золотое кольцо», куда войдет и Рязань. Но без Касимова и Михайлова, которые в проект предлагались, но не попали, наш город оказывается географически «на отшибе»: делать из-за одной Рязани крюк из Владимира в Тулу логистически нецелесообразно. Сейчас в московских турагентствах продается новый тур под названием «Большое золотое кольцо» (7 дней за 24 –25 тысяч рублей), но Рязань он, увы, так и не включает.
Вероятнее всего, вот то место, в которое должно быть направлено следующее маркетинговое наступление.
Андрей ШАМИН