В Рязани наконец-то открылся «Есенин Центр». Во что превратится это арт-пространство через год, пока непонятно
Прошлым летом писатель, сопредседатель партии «Справедливая Россия – За правду» Захар Прилепин и его местные активисты заявили о желании создать в Рязани новое культурное пространство, соединив там различные творческие проекты и штаб градозащитников.
26 июля «Есенин Центр» открылся в двухэтажном деревянном домике по адресу улица Щедрина, 21 – перед этим его несколько месяцев бережно восстанавливали силами энтузиастов. Если кто-то вдруг не в курсе: вопреки «мнению» эрудита-губернатора Николая Любимова, высказанному в полемике с блогером Ильей Варламовым, в Рязани деревянные дома есть и в немалом количестве – на той же улице Щедрина их несколько десятков.
Внутри домика заработало сразу несколько мини-выставок, в том числе представили так называемую Орловскую коллекцию, посвященную Есенину, включающую много редких, прижизненных изданий поэта – еще в прошлом году Прилепин выкупил ее для рязанцев. А во дворике, засыпанном щебенкой, сколотили деревянную сцену, где и прошло открытие.
Кроме самого Прилепина, сказавшего полагающиеся слова и охотно подписывающего желающим свой прошлогодний хит – собравший целый букет премий том о Есенине (самый толстый за всю историю легендарной серии «ЖЗЛ»), спикерами выступили его соратники по политической борьбе во главе с Дмитрием Кузнецовым, местные соратники и затесавшийся в эту компанию замгубернатора Роман Петряев: видимо, в отличие от своего патрона, он в курсе, что деревянные дома в Рязани есть.
Глава местного отделения «Справедливой России – За правду» Григорий Парсентьев рассказал, почему в итоге для «Есенин Центра» было выбрано новое место (изначально его планировали в похожем доме на улице Петрова, 4, но там пока все «тонет» в согласованиях с нашей замечательной городской властью).
Наибольшее оживление вызвала трогательная речь куратора «Есенин Центр» Анфисы Охлобыстиной, рассказавшей историю своего замужества, случившегося именно в Рязани. «Старшие товарищи» тут же охотно начали шутить, что заботятся о традиционных ценностях не только на словах, но и на конкретных примерах.
Завершал мероприятие камерный театр «КАМ» из Тулы, показавший композицию по стихам… Правильно, Есенина. (Впрочем, образ поэта из книги Прилепина далек от слащаво-приторного «голубоглазого леля» с ежегодных подражательских шабашей в Константиново, так что в данном случае частое упоминание классика не раздражает).
Несмотря на полдень понедельника, желающих все это посмотреть и послушать, а заодно отведать плова и ягод, собралось около ста человек, живо и непринужденно общавшихся друг с другом. Было немало представителей «творческой элиты» города – художников, литераторов, музыкантов. Некоторые приходили не с пустыми руками: певица Элла Хрусталева принесла в дар «на новоселье» огромный чайный сервиз – теперь «есенинцентровцам» будет из чего поить гостей.
Открытие «Есенин Центра» отчасти заменило снова отменный в связи с коронавирусом фестиваль уличных музыкантов «Подбелка»: раньше именно там можно было, прогуливаясь на свежем воздухе, повстречать сразу несколько десятков знакомых в одной точке времени и пространства. Теперь, наверное, придется заходить, чтобы пообщаться сразу со многими, в «Есенин Центр». Судя по открытию, одно из его преимуществ перед возможными конкурентами – это, прежде всего, атмосфера, которую следует теперь не растерять.
Уже верстается план работы арт-пространства на ближайшие недели. В принципе, ничего нового. Квартирники начинающих авторов песен и стихотворцев чуть ли не ежемесячно проходили раньше в «Котокафе» на улице Маяковского, что-то похожее делает «Fabrikа» и даже от лица горкульта ¬– ЦПКиО. Лекции от местных и не только спикеров активно культивировал «Фотодом», но перестал в связи с известными событиями. Серьезные литературные гости вроде того же Прилепина часто заезжали до пандемии на встречи с читателями то в «горьковскую» библиотеку, то в магазин «Книжный барс». Идея свести воедино сразу несколько культурных инициатив тоже не нова. Вот только на нашей памяти все такие рязанские попытки неизбежно вырождались либо в кабак, либо в беспросветную местечковость. Возможно, у «Есенин Центра» сложится удачней.
Сам Прилепин был настроен оптимистично, не стесняясь пафоса: «Скажу честно, я до конца не верил, что все получится, когда больше года назад мы впервые заговорили об открытии «Есенин Центра». В итоге все получилось очень по-семейному, по-доброму. Я очарован концентрацией гуманитарных знаний, которая ощущается в этом пространстве. Здесь уже большое количество картин, фотографий и других творческих работ талантливых рязанцев. Хотя мы сейчас находимся только в начале пути, я уверен, что это будет не просто музей – «Есенин Центр» станет точкой сердцебиения культурной жизни города».
Анатолий Обыдёнкин