Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 29 августа 2019 г.
Библиотека – анахронизм. Если ее сотрудники не желают развиваться
 Рязанская фирма устроила всероссийский конкурс на лучшее сердце школы

В позапрошлую среду в рязанском «Доме Салтыкова-Щедрина», что на улице Ленина, парадоксальным образом открылся «Музейный центр им. Александра Солженицына». При всей неоднозначности проекта, оформление экспозиции центра выглядит впечатляюще – теперь уже любой рязанец может в этом убедиться. Тем приятней было узнать, что одним из главных исполнителей всей этой роскоши была рязанская фирма «Радуга-ЛИК», специализирующаяся на изготовлении библиотечного оборудования – с одним из ее руководителей Сергеем Филатовым на открытии мы как раз и столкнулись. 



Сергей был хорошо мне известен как один из лучших поэтов города, а до этого – как лидер и гитарист сразу нескольких рок-групп (самая известная, наверное, «Зга», а его собственный проект назывался «Саламандра»). Но поговорить с ним мы решили не о творчестве, а о такой специфической теме, как школьные библиотеки. Потому что, оказывается, далеко не самая крупная местная фирма затеяла в этом году и успешно провела всероссийский конкурс «Школьная библиотека будущего». А поводом к этому стала полная инертность (если вежливо говорить) местных «образовательных» начальников, по поводу которых мне сразу вспомнилось придуманное как раз Солженицыным словечко «образованщина». Ну, про то, что многое в городе происходит не благодаря, а вопреки местному чиновничеству, ни для кого не секрет. Но все, что ни делается – к лучшему. Случившееся этим летом торжественное вручение своей премии «Радуга-ЛИК» устроила не в деревенской Рязани с ее «образованщиной», а в Крыму, в известном еще с советских времен лагере «Артек».

– Сергей, вашему предприятию скоро двадцать лет, но прежде никаких конкурсов вы не организовывали. Что подвигло заняться?

– Еще лет пять назад представители министерства образования стали открыто говорить о необходимости перемен в школьной библиотеке. В 2015 году к нам обратился руководитель Российской школьной библиотечной ассоциации с предложением написать для министерства концепцию модернизации школьной библиотеки. Обратился – потому что у нас уже были вменяемые публикации на эту тему, множество докладов на профильных конференциях и довольно успешный опыт по оснащению школьных библиотек страны современным оборудованием. Концепцию мы действительно написали. Она включала в себя модернизацию как библиотечного оборудования и пространства, так и деятельности школьного библиотекаря, потому что регулярно сталкивались с тем, что после замены оборудования ничего не меняется кардинально, и традиционный с советских времен арт-объект в виде женщины, сидящей между чайником и геранью, продолжает покрываться библиотечной пылью. 

Впоследствии мы часто встречали выдержки из нашей концепции во всевозможных документах, статьях и даже чужих выступлениях на библиотечных форумах. Но сама так называемая модернизация школьных библиотек до сих пор не случилась, в отличие от библиотек муниципальных, которые с этого года начали преобразовываться на государственном уровне в рамках нацпроекта «Культура». В течение нескольких следующих лет мы продолжили создавать современные школьные библиотеки, среди которых стоит отметить библиотеки в образовательном центре «Кудрово», в Агалатовском центре образования – обе Санкт-Петербург, в знаменитом на весь мир «Артеке» и т.д. 

Пытались создать культурно-образовательный центр и у нас, в средней школе поселка Солотча – там под одной крышей сразу две библиотеки: школьная и один из филиалов городской библиотеки им. С. Есенина. Обе в ужасном состоянии. В 2017 году вышли с соответствующим проектом на администрацию, но, несмотря на то, что все расходы по созданию культурно-образовательного центра готовы были взять на себя, должного интереса к проекту не увидели. Тогда мы решили подарить современную школьную библиотеку тем, кто готов ее принять и готов в ней работать. А как понять, кто готов работать? Так и родилась идея всероссийского конкурса. История с солотчинским проектом длилась довольно долго, иронией судьбы на первом этапе одним из кураторов со стороны администрации была Лариса Крохалева, недавно ставшая директором как раз «центральной» рязанской библиотеки имени Есенина.

– В чем суть конкурса?

– Суть очень проста – школьные библиотекари присылали заявки на участие и получали возможность бесплатно интегрировать в сайты поисковую строку нашей программной разработки, дискавери-сервиса «БИБЛИОПОИСК», позволяющего быстро искать нужное по полнотекстовым базам данных, внутренним каталогам библиотек, электронным библиотечным системам.

– Это что-то типа «ЛитРеса», «КиберЛенинки»? 

– Да! Много образовательных ресурсов, практически все ресурсы национальной подписки. Далее в течение учебного года школьные библиотекари должны были придумывать и осуществлять разнообразные проекты, связанные с искусством, творчеством, образованием, воспитанием, социальные акции. Отчеты обо всем этом участники размещали в соцсетях под определенным хэштегом, а жюри, состоящее из учредителей нашего производственного объединения, по итогам определяло победителя. Разумеется, критерии были субъективными, как и в любом творческом конкурсе. Просто мы хотели найти креативных и неравнодушных людей, чей подход к работе наиболее близок нашему видению того, чем должна быть школьная библиотека.

– Что придумали в качестве приза?

– Поставку нашего библиотечного оборудования по нашему же индивидуальному проекту. Ну и, разумеется, за наш счет. Если в двух словах, библиотека отходит от привычных читальных залов с монументальными кафедрами и стеллажами. Многие виды оборудования мобильны, трансформируемы, многофункциональны. Например, стеллаж может перемещаться на колесных опорах, иметь посадочные места и быть одновременно стеллажом, арт-объектом и элементом зонирования пространства. Стол может собираться в единый комплекс для групповой работы и легко разбираться на отдельные рабочие места. В общем, мы стараемся проектировать оборудование так, чтобы за несколько минут можно было превратить читальный зал в лекторий, лекторий в концертную площадку, концертную площадку в кинозал, а кинозал в зону для работы коворкинг-групп. Что особенно актуально как раз для библиотек с небольшими площадями, а это большинство школьных библиотек. Недавно мы создали такую библиотеку в «Артеке».

– Интересно, сколько участников заявилось?

– Мы получили около семидесяти заявок.

– Рязань была представлена?

– Как ни странно, нет. А больше всего участников было из сибирских регионов и с Урала.

– Получилось выбрать победителя или все-таки школьная библиотека – это анахронизм и ничего интересного в ней априори не происходит?

– Библиотека – анахронизм, когда библиотекари не желают развиваться. У нас в стране по разным статистическим выкладкам в год закрывается от пятисот до тысячи библиотек. Потому что сейчас любой школьник при желании может извлечь из своего правого кармана библиотеку в тысячи томов. Следовательно, библиотека как точка доступа к информации морально устарела, ее деятельность не должна ограничиваться феноменом книги. В то же время библиотека – учреждение культуры, и люди, творчески относящиеся к профессии, не боятся искать новые формы работы, в том числе популяризирующие «бумажное» чтение. Это в одинаковой степени касается и общедоступных библиотек, и школьных. 


Выставочный зал в «Музейном центре им. Александра Солженицына»

В библиотеке школы, где когда-то учился я, не происходило ровным счетом ничего. Там в начале года нужно было получить учебники, в конце года сдать, а в течение года взять книги из школьного курса по литературе, да и то не всегда. Я, например, в детстве посмотрел фильм «Россия молодая» и пришел в школьную библиотеку, чтобы взять роман Юрия Германа, так наша библиотекарша мне его не дала – мол, маленький еще, хотя уже лет девять мне было. И это одно из самых ярких впечатлений от библиотеки в моей школе, больше и вспомнить нечего. 

Сейчас же в школьных библиотеках масса интересного – это видно по участникам нашего конкурса. Например, в московской школе № 1540 работает Департамент СМИ – дети под руководством педагога-библиотекаря Натальи Кубрак снимают фото и видео о жизни школы, учатся вести блоги, писать статьи, администрировать сообщества в соцсетях, готовят и ведут передачи на школьном радио, делают рассылку-дайджест «Пойманное в сети», посвященную новинкам кино и книжного рынка, образовательным ресурсам – электронный эквивалент стенгазеты. А недавно Наталья водила своих юных журналистов на радио «Серебряный Дождь», где они пообщались с ведущими. При этом некоторые коллеги ставят ее деятельность в вину и говорят, что из-за таких, как она, библиотеки умирают. Наталья рассказывала, что когда пришла работать в библиотеку, дети боялись туда заходить. Потому что предшественница считала, что в библиотеке должна быть тишина, а «лишних» детей быть не должно. Пришлось эту традицию ломать, сейчас в ее библиотеке полно ребят и это настоящее сердце школы. 

В библиотеке гимназии № 45 Комсомольска-на-Амуре находится место и защите творческих проектов, и квестам, и литературно-музыкальному салону, и театру, и даже флэшмобам на улицах города. Библиотекарь Татьяна Перегоедова неутомима, помимо работы с детьми регулярно проводит мастер-классы для коллег-педагогов, причем на совершенно разные темы, и они пользуются большой популярностью. Неудивительно, что победила в городском конкурсе в номинации «Самый активный и творческий педагог-библиотекарь».

Еще из участников хочется отметить работу педагога-библиотекаря Валентины Николаевны Шашкиной – гимназия города Чернушки Пермского края. Она и ее коллеги поставили цель вывести свою библиотеку на принципиально новый уровень, включить в образовательные процессы гимназии. Существует «Мастерская интерпретации текста “Читательский Перформанс”»: в отличие от школьного курса это межпредметный уровень, взаимодействие литературы, языка и изобразительного искусства, ребята учатся интерпретировать не только художественный текст, но и картины художников. В той же библиотеке проходят уроки финансовой грамотности, действует Лаборатория информационного роста – самых маленьких учат работать с информацией, как с бумажными носителями, так и с электронными. Там создан проект «Электронная книга класса: бессмертный полк», где школьники рассказали о воевавших прадедушках и прабабушках – получилась электронная книга с фотографиями, биографиями, описаниями подвигов. Это очень ценно, потому что сейчас запросто можно встретить ребенка, который перескажет всего Гарри Поттера, но не знает, кто с кем воевал в Великой Отечественной войне. 


Один из стендов музейного центра

Там же в рамках одной из программ школьники учатся создавать ментальные карты, которые помогают им в организации как собственного мышления, так и планируемых занятий или проектов. Можно фиксировать все, что угодно, все ассоциации, всплывающие мысли, структурируя информацию на основную и вытекающую. Цельная картина складывается сама собой в удобном интернет-сервисе «Mindmeister». Если кто не в курсе, ментальные карты – это такие современные записные книжки, только волшебные, потому что сами помогают автору. И ценно то, что дети в образовательном процессе осваивают цифровую среду, которая так пугает многих взрослых. Прогресс не остановить, для нынешних детей цифровая техника – основной инструмент работы. И хорошо, что их учат именно работать, а не развлекаться. Про эту библиотеку можно рассказывать очень долго, там есть место и театру, и различным мастер-классам, есть свои библиоволонтеры. На 9 мая дети с библиотекарем устроили акцию «Читающий автобус: помним и чтим!» – заходили в городской транспорт и читали пассажирам стихи о войне. Мы с коллегами решили библиотеке гимназии города Чернушки вручить специальный приз – «Пушкинскую премию» на развитие библиотеки.

– Если не секрет, большая премия?

– 150 тысяч рублей. Но это не совсем премия, не деньги на руки. Мы предложили им выбрать книги, технику, мебель или что-нибудь еще на эту сумму, чтобы мы связались с поставщиками, приобрели и поставили все это, оформив договор дарения. Но они выбрали наше оборудование, так что все получилось еще проще. И это еще не главный победитель и не главные премии. Мы реально выбирали между пятью-шестью библиотеками, и не смогли выбрать – победителей получилось двое. Первый – библиотека школы № 2 города Лысьва Пермского края, педагог-библиотекарь Светлана Орлова. На базе этой библиотеки работает «Школа юных блогеров»: ребята учатся создавать и вести блоги, брать интервью, писать статьи и так далее – это, кстати, сейчас в тренде, во многих школах есть редакции. Благодаря участию во всероссийском проекте «Сделай мир ближе» в их библиотеке появились фолдскопы – бумажные карманные микроскопы. Но чтобы получить такой для работы, нужно придумать идею исследования и оформить его паспорт. Для этого надо пройти в библиотеке мастер-класс по разработке исследования, тренинг по целеполаганию и составить план исследования. А потом – работа в кабинетах химии и биологии. Там есть образовательные курсы «Сервисы web 2.0» в проектной деятельности учащихся» – школьники проводят исследовательскую краеведческую, литературоведческую работу и создают сетевые проекты, о которых рассказывать бессмысленно, потому что это надо видеть, я всем рекомендую на это посмотреть. Кроме того, ребята-специалисты по «сервисам web 2.0» создают дидактические игры. И четвероклассники уже дают мастер-классы, причем ребятам старше себя по возрасту: говорят, они гораздо строже взрослых педагогов подходят к отбору проектов. Еще на базе библиотеки работает сетевая творческая педагогическая мастерская, которая разрабатывает и воплощает сетевые проекты, делится опытом с педагогами других школ.  

Еще один победитель – библиотека гимназии № 22, п.г.т. Бачатский, город Белово Кемеровской области, педагог-библиотекарь Анна Черных. Во-первых, меня поразил их Пушкинский бал. В интернете есть видеосюжеты, множество фотографий, газетные статьи… Этот бал – живая картина лицейской программы: русская история, родной язык и наша великая литература, чистописание и хореография, изобразительное искусство и пение. На мой взгляд, большая проблема современной школы заключается в том, что предметы даются изолированно друг от друга, это не дает ученику целостной картины мира. А воспитание личности происходит в процессе объединения сведений из разных областей, когда сухая информация становится живым знанием, применяемым к жизни. И уж наверняка Пушкинский бал в 22-м лицее повлиял на формирование личностей учеников больше, чем это сделали бы формальные уроки патриотического воспитания. 

Еще ребята там под руководством библиотекарей сами создают книги и дарят их библиотеке, самые разнообразные. Это и «Семь чудес города Белово», и «Книжка неправильных глаголов в английском языке», и «Машины Бачатского разреза» – все отпечатано и сшито, с иллюстрациями, все по-взрослому. При библиотеке создан творческий клуб «Колибри» – ребята делятся своим творчеством, встречаются с местными литераторами. Совершенно потрясающая идея – ежегодный родительский мастер-класс. Родители приходят в школу и учат тому, что умеют сами: выпечка оладий, ремонт школьной мебели, работа в графическом редакторе, разведение пчел, стрельба из лука, игра на электрогитаре, наматывание армейских портянок – родители способны научить всему. Тема мастер-класса этого года – «Будь здоров!», всевозможные премудрости, связанные со здоровьем, спортивными тренировками, оказанием первой медицинской помощи и т.д. Мероприятие собрало в библиотеке несколько сотен участников. Мне кажется, этот опыт стоило бы перенять другим школам. 

Но особенно впечатлила «Библионочь». По словам участников, к ней готовились полгода, были вовлечены все – школьники, педагоги, родители. В лицее она стала уже пятой. Попасть на нее хотят абсолютно все, но участие могут принять только те, кто сдаст довольно серьезные тесты по литературе. «Библионочь» в этом году была посвящена, разумеется, Году театра в России, и там было на что посмотреть – самые настоящие костюмы, декорации, суфлеры, свет, звук. Современное прочтение классики, авторские пьесы лицеистов, весьма высокий уровень исполнения. Лицейская «Библионочь» даже попала на местное телевидение. А для младших классов провели «Библионочку» к 250-летию со дня рождения Крылова. 

В общем, с одной стороны, победители конкурса очень разные, с другой – эти библиотеки как два крыла одной идеи.

– То есть будете теперь оборудовать не одну библиотеку?

– Уже получили планы и фотографии помещений, обсуждаем с библиотекарями и директорами школ идеи, работают наши дизайнеры, так что, думаю, к концу года библиотеки преобразятся. А вообще нам было приятно видеть, как школьные библиотекари из разных регионов перезнакомились, весь год поддерживали друг друга, обменивались опытом и продолжают общаться сейчас, когда конкурс завершился. Может быть, это главный приз – появление вот такого еще не очень многочисленного сообщества активных людей, которые, выражаясь языком Стругацких, «хотят странного».

– На будущий год продолжите? Наверное, найдется еще много желающих побороться за ваше оборудование, особенно учитывая положение дел с финансированием школы.

– Дело в том, что у нас нет тумбочки, из которой могли бы в любой момент взять сколько угодно денег. Производство библиотечного оборудования – не самый прибыльный бизнес. На предприятии более сотни рабочих мест, а еще налоги, аренда, необходимость регулярного обновления технопарка… Мы создаем прецедент, который при желании можно транслировать уже системно, на уровне государства. Кроме того, нам важно, чтобы создаваемые нами библиотеки работали, поэтому мы решили на несколько лет взять шефство над библиотеками-победителями. Пора рушить стереотипы о школьной библиотеке как о тихом запыленном книгохранилище. Мы видим библиотеку сердцем школы, ее культурным и духовным центром, а библиотекаря – воспитателем, организатором и педагогом. Есть известные слова канадца Джерольда Брауна: «То, как школа использует свою библиотеку, показывает, что в ней понимают под образованием».
Анатолий Обыдёнкин