Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 29 августа 2019 г.
Скачок из прошлого
 Рязанский архитектор восстанавливает храмы. На бумаге

В рамках недавно закончившегося II Международного форума древних городов в нашем городе открылось несколько выставок, тематически привязанных к данному мероприятию. Одной из них стала экспозиция Виктора Хохлова «Душа архитектуры древнего города», начавшая работу в концертно-выставочном зале «На Грибоедова» (ул. Грибоедова, 26/6). С автором представленных произведений, некоторые из которых в своем роде уникальны для Рязани, побеседовал наш корреспондент. 



– Сколько здесь собрано работ и за какой период они выполнены? 

– Около сорока работ, все они выполнены за последние 30 лет. Некоторые датированы 1992 годом.

– Я вижу, что вы разноплановый художник. Занимаетесь и графикой, и живописью. Расскажите, почему такой существенный разброс в вашем творчестве.

– Я архитектор. Когда профессия архитектора формируется, то дается обширный круг знаний. Во время учебы в институте, изучая рисунок, живопись и скульптуру, преподаватели нам давали широкое представление обо всем. Это, наверное, и выразилось в том, что я занимаюсь и графикой, и живописью. Получается несколько другой взгляд, чем у «чистого» художника, который развивает темы в узком направлении. Все представленные тут работы не углубляются со временем в тот или иной жанр, а решают определенную творческую задачу. Благо, инструментарий позволяет. В основном, в произведениях прослеживается архитектурная тематика. Тут я верен именно данной узкой специализации.

– Кроме архитектурного направления на экспозиции демонстрируется ряд других полотен. Хотелось бы поподробнее узнать о них.

– Основной работой, которую я представляю публике и которой горжусь, стала «Панорама православных храмов Рязани», созданная в 2015 году. Процесс ее создания оказался очень длительным, потому что потребовалось изучение различных источников. Данная работа вызвала у меня большой интерес тем, что сводов храмов, изображенных здесь, нет в историческом плане. Я поставил для себя задачу, кроме информации об объектах, показать их еще и визуально. Если в будущем станут поднимать темы о восстановлении этих храмов, то хотя бы будут наглядно представлять, о чем идет речь. Чтобы понимали, какой масштаб церкви, как она выглядит и прочее. В общем, такой небольшой задел на будущее. Половина изображенных храмовых построек на нынешний момент утрачена. Но места, где они располагались, остались. Поэтому шансы на их восстановление высокие, надеюсь.  



Для уточнения параметров панорамы во время работы над ней я брал тот или иной храм и показывал его в архитектурной среде, существовавшей тогда. Затем я размещал их с тех точек и ракурсов, чтобы был виден главный ориентир – Успенский собор Рязанского кремля. Поскольку раньше была одноэтажная застройка, и наш город воспринимался именно так. Всего на выставке представлены сама панорама и три храма: церковь Симеона Столпника, Надвратная церковь Варвары Великомученицы и Введенская церковь. Есть еще две работы, но они не вошли в экспозицию, потому что выставка тематически не должна быть полностью исторической. 





Другая часть выставки – живописно-композиционный раздел. Он стал своеобразным ответом на тему русского авангарда. Поскольку это направление в значительной степени формировалось либо студентами, получавшими архитектурное образование, либо живописцами, закладывавшими идеи композиции в начале прошлого века. Одной из больших заслуг того направления состоит в том, что там прорабатывались общие композиционные принципы. Сейчас они были бы очень востребованы, поскольку в современном искусстве теряется предметная образность. Композиционная основа, как в музыке, является главной составляющей, ведь архитектура и музыка очень похожи. И работы, представленные здесь, являются моим индивидуальным подходом к каким-то цветовым предпочтениям, выражению мысли и присутствию содержательной части.



Еще на выставке есть зал, посвященный архитектурной графике разных объектов, в том числе Рязанского кремля. Там уже присутствует желание передать визуальную информационную составляющую и образность узнавания. Ведь настоящая классическая архитектура с цветом не связана, потому что это объем и пространство.

Справка «Новой»

Виктор ХОХЛОВ родился 13 апреля 1950 года. В 1975 году окончил Московский архитектурный институт. Живет в Рязани. Работает как независимый архитектор.

Посмотреть на утраченные храмы можно в течение двух месяцев с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00. Телефон для справок: 77-74-09.

Фото автора
Георгий ТИТОВ