Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 29 ноября 2018 г.
От волка до Каштанки
 Дождь, рок и мнимые болезни на сцене завершившегося в Рязани III Международного фестиваля спектаклей о любви

Идеальное свидание – какое оно? В уютном кафе? В дорогом ресторане? Или в осеннем парке? Рязанский театр драмы уверен, что лучше всего вечер с любимым человеком провести на хорошем спектакле. Уже в третий раз в нашем городе прошел Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». С 19 по 25 ноября Рязань принимала коллективы из Перми, Уфы, Пскова, Минска, Актобе, Москвы и Неаполя.

Если первый фестиваль – это проба пера, второй – закрепление опыта, то третий – уже традиция. Рязанский фестиваль «Свидания на Театральной», несмотря на свою молодость, успел набрать вес и заработать репутацию. По словам директора театра драмы Семена Гречко, число заявок, поданных в отборочный период, приблизилось к сотне!

На фестиваль стремятся новички. Театры, попавшие сюда однажды, хотят вернуться. Здесь зарождаются совместные проекты (например, спектакль «Сердца и ножи», объединивший Рязань и Мюнстер). Появляются планы обменных гастролей: в сентябре наш город принимал санкт-петербургский театр «На Литейном», а месяцем позже в северной столице прошли гастроли Рязанского театра драмы.

И на фестивале встречаются старинные знакомые. Пермский ТЮЗ, открывший «Свидания – 2018», хорошо знаком рязанским театралам: коллектив неоднократно принимал участие в фестивале «На пороге юности», который проводил в начале двухтысячных Театр на Соборной. И вот новая встреча в новых условиях. На это рандеву Пермский ТЮЗ привез знаменитую бродвейскую пьесу Ричарда Нэша «Продавец дождя».

Мечтать не вредно. Вредно не мечтать

На сцене – скромный домишко семьи американских фермеров Карри. Серый, обветшалый, словно покрытый пылью, принесенный с высохшего ранчо. Засуха иссушает и человеческие отношения: взаимные придирки, обвинения, горечь от неоправдавшихся ожиданий терзают маленькую семью. Отца и двух братьев тревожит судьба старшей сестры Лиззи (Татьяна Гладнева). Угловатая, застенчивая, она похожа на грустную клоунессу в своих мешковатых одеждах. Не способная к кокетству девушка обделена мужским вниманием и уже потеряла надежду обрести женское счастье… Гулкая пустота ржавых бочек требует живительного дождя. А пустота в человеческих сердцах жаждет хоть каплю любви и веры.



Но все меняется с появлением чудака-бродяги Билли Старбака. За 46 долларов (и ни центом больше!) он обещает вызвать дождь. Старбака играет артист Александр Смирнов, хорошо знакомый телезрителям как капитан легендарной команды КВН «Парма». Его герой, харизматичный и обаятельный авантюрист, расшевеливает это «засохшее царство». «Вы еще не знаете, что такое красота», – бросает он упрек мужчинам, не сумевшим оценить Лиззи.



…Надо ли говорить, что дождь пролился: настоящий, прямо на сцене! А Лиззи превратилась, нет, не в красавицу, но в сияющую девушку, расцветшую от любви. Спектакль безыскусен и прямолинеен, но его простые истины были поняты каждым зрителем. И перефразируя известную джазовую песенку «Mister Sandman», которую артисты исполнили на поклоне, можно загадать желание: «Mister Rainman, bring me a dream».

Болезнь. Лекарство. Спасение

Действие спектакля «Лондонский треугольник» Московского театра «Школа современной пьесы» происходит в столице Великобритании в середине XIX века. Здесь в вынужденной эмиграции находится Александр Герцен. К нему приезжает друг и соратник Николай Огарев, и вместе они начинают издавать газету «Колокол». Однако в центре внимания пьесы Александра Углова не революционная деятельность знаменитых друзей, а их личная жизнь. Присутствие жены Огарева превращает этот дуэт в треугольник, раздираемый любовью и ревностью.



Сюжет пьесы основан на реальных фактах: Натали Тучкова, будучи замужем за Огаревым, стала гражданской женой Герцена и родила от него троих детей. В течение спектакля зритель наблюдает за амплитудой страстей в этом трио, жаждущем любви и страдающем от взаимных обид и эгоизма. Исторические реалии становятся лишь фоном, на котором разворачивает эта семейная мелодрама. А слова о «свободе, равенстве и братстве», которые, словно спохватываясь, вспоминают герои, создают скорее комический эффект. 



Столичные звезды: Джульетта Геринг (Натали), Александр Галибин (Огарев) и Вадим Колганов (Герцен) – заставили зрителей пережить всю гамму эмоций: от раздражения до сострадания. Великие умы по пьесе предстают обычными мужчинами, задерганными «домашней какофонией». Герцен – безвольный, растерянный, не способный ни обрести счастье в этих порочных чувствах, ни противостоять им. Огарев – топящий свое горе в вине, страдающий, но находящий в себе силы простить и любимую женщину, и друга. Наконец, Натали – истеричная и взбалмошная, требующая свою порцию любви, как капризный ребенок выпрашивает игрушку. В финале с такой игрушкой она оказывается одна на авансцене. Осунувшаяся, измученная, оплакивающая смерть своих детей. Женщина, которая так хотела счастья, но не умела быть счастливой.

Если московская история оставила ощущение болезненного надрыва, то Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан доказал, что любовь лечит. В антракте между двумя действиями спектакля «Мнимый больной» один из героев, выглянув из-за занавеса, интересуется: «Есть ли у кого-нибудь лекарство от депрессии?» Уфимская постановка сама может стать таким лекарством: легкая, подвижная, яркая и веселая как площадное представление. Артисты с азартом лицедействуют и зубоскалят (в сатирический мольеровский текст отлично вписываются новости из современных газет, разоблачающие недобросовестных медиков).

Декорации из прозрачного пластика «обнажают» сцену до самой глубины. Все персонажи, их действия и мотивы – как на ладони. Отражения – преломляются и искажаются. Все обман, все фарс, все не то, чем кажется. Слезы фальшивые, а ученость – поддельная. Оговорка: «врач» и «рвач» – никого не удивляет. Здесь надо притвориться мертвым, чтобы узнать истинное отношение родных. И поставить сотню клистиров, чтобы понять: излечивают только настоящие чувства.

Театр Луизы Гуарро из Неаполя представил на фестивале работу «Хлеб, история любви во время войны», сюжет которой отсылает к началу Ближневосточного конфликта в 1947 году. Хлеб, вынесенный в название, становится полноценным действующим лицом этого короткого этюда, наполненного символами и метафорами. О хлебе мечтают голодные солдаты. Из-за него рискует и погибает медсестра. И ее возлюбленный, не желая осквернять память умершей, не смеет прикоснуться к этому жертвенному хлебу. Но в итоге, терзаемый муками голода, разламывает и с жадностью глотает его, словно принимая дары причастия…



Стоит ли жизнь одного человека смерти другого? Кто мы в этом мире потребления: жертвы или палачи? Непростые вопросы морали осмысляются на эстетическом уровне: скупая сценография, лаконичный рельефный свет, эмоциональная музыка. И эффектный танец с прозрачным полотнищем ткани, которая становится (в зависимости от освещения) морем, страстью, войной и кровью.

В мире животных

Совпадение или нет, но в афише нынешнего фестиваля оказалось два спектакля, в которых проблемы человеческого общества препарируются с точки зрения «мира животных». Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина показал в Рязани «Каштанку» Чехова. Впрочем, режиссерская работа известной актрисы Юлии Пересильд оказалась скорее импровизацией на хрестоматийную тему. Сохранив весь текст и не произнеся практически ни слова мимо Чехова, режиссер рассказывает абсолютно новую историю. Беспородная собачка превращается в одинокую девчонку. В компании уличных музыкантов она околачивается по городским трущобам и распевает под гитару дворовый хит «Федюнька и Каштанка». Пока однажды не попадает к преуспевающему продюсеру…



Мир шоу-бизнеса, где каждая «свинья» может поставить тебя на место, неласково встречает маленькую бродяжку. Интриги, грубости, тусовки и попойки, приводящие (вслед за Чеховым) к трагической смерти одного персонажа… Но есть и манящая сцена, на которой талант Каштанки наконец-то сможет развернуться в полной мере. Жанр постановки обозначен как «рок-история», и именно рока аудитория (особенно молодая ее часть) ожидала больше. Когда от декламации текста и пластических (почти акробатических) номеров артисты переходят к музыке, начинается настоящий драйв.



Завершил фестиваль Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова. «Черная бурка» – спектакль-притча о любви пса, охраняющего отару овец, и волчицы. Любви без будущего, потому что преданы эти сердца не только друг другу, но и своим стаям.



Верный пес не может предать хозяина, волчица – своих сородичей… Казахстанский театр создает на сцене милитаризованный апокалиптический мир: клубы ядовитого дыма, резкий свет фонарей, черные шины, остов проржавевшей машины. Актеры играют яростно, с полной отдачей. В таком суровом мире на сложный вопрос не может быть простого ответа. Финал спектакля, где хозяин на преданность пса отвечает предательством, звучит как пощечина всему нашему человеческому обществу. Остается одна надежда. Конечно, на любовь.

Итоги III Международного фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной»

«Лучший спектакль»: «Мнимый больной» Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан;

«Лучшая женская роль»: Татьяна Гладнева за роль Лиззи в спектакле «Продавец дождя» Пермского театра юного зрителя;

«Лучшая мужская роль»: Мауро Раканати за роль Рамзи в спектакле «Хлеб, история любви во время войны» Театра Луизы Гуарро (г. Неаполь, Италия);

«Лучший актерский дуэт»: з.а. РБ Тимур Гарипов и Дамир Кротов за роли Господина Диафуаруса и Тома Диафуаруса в спектакле «Мнимый больной» Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортоста;

«Лучший актерский ансамбль»: актерский ансамбль в спектакле «Черная бурка» Актюбинского областного театра драмы им. Т. Ахтанова;

«Лучшая работа художника-постановщика»: Ирэна Ярутис за спектакль «Продавец дождя» Пермского театра юного зрителя;

«Лучшая работа художника по костюмам»: Ника Брагина за спектакль «Мнимый больной» Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан;

«Лучшее музыкальное оформление»: Павел Захаренко за спектакль «Дикая охота короля Стаха» Белорусского государственного академического театра юного зрителя;

«Лучшая работа художника по свету»: Паскуале Суммонте за спектакль «Хлеб, история любви во время войны» Театра Луизы Гуарро, (г. Неаполь, Италия);

Специальным призом жюри «За поиск актуального сценического языка» награждается спектакль «Каштанка» Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина.

Прямая речь

Алексей ПАСУЕВ, историк театра, театральный критик (Санкт-Петербург):



– Приятно, что в афише фестиваля практически нет повторов. Возможно, повторяются некоторые регионы, города, но не театры. В этом году из афиши прошлого фестиваля мы видим только театр Луизы Гуарро из Италии, который на «Свиданиях – 2017» показал очень необычный и странный (по-хорошему странный) спектакль. И зная, как Рязанский театр драмы любит совместные проекты, хочется надеяться, что появится некая российско-итальянская постановка.

…Любой фестиваль – это всегда «архитектурное излишество». Конечно, можно прожить без фестивалей. Но без них серо, скучно, буднично. А тут еще очевидная практическая польза и для труппы театра, и для города, и для зрителя.

С самого начала было понятно, что главное достоинство этого фестиваля – его разнообразие. Уже первый форум продемонстрировал многоплановость представленных спектаклей. Было даже невозможно говорить о конкуренции: настолько в разных направлениях работали приглашенные коллективы. Второй и третий фестивали подтвердили это. Надеюсь, что в дальнейшем палитра станет еще ярче, и мы увидим все виды современного театра.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА