Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 29 ноября 2018 г.
Проводник музыкальных смыслов
 Педагог, композитор и острослов Лариса Петунина продолжает учить своих подопечных законам красоты

Лариса Витальевна ПЕТУНИНА – заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых, музыковед, окончившая академию, а затем и аспирантуру РАМ им. Гнесиных (2004 г., класс доктора искусствоведения, профессора Н.С. Гуляницкой). Свой профессиональный путь она начала в стенах РМУ им. Пироговых в классе З.В. Ельцовой и О.И. Вороновой. Сегодня, накануне столетнего юбилея колледжа и в юбилейный год самой Ларисы Витальевны, хотелось бы рассказать о ней, – не мыслящей себя вне музыки, более 30 лет посвятившей музыкальной культуре города и родной Alma mater, ярким представителем которой она является.

Трудно выделить самое главное, спектр профессиональных и научных интересов Ларисы Витальевны широк, а в фокусе ее познания – философия науки и искусства, что само по себе говорит о свободном интеллектуальном поиске личности, открывающей новые точки зрения на уже известные предметы.



– Мы научились хорошо анализировать форму, музыкальный язык, сложнейшие техники композиции. Но главное – художественный смысл, эта ускользающая субстанция, не поддающаяся словесному выражению, – зачастую остается за гранью наших исследований. Проблема музыковеда – то, что приходится использовать слова для описания музыки. Отсюда и расхожие «оправдания»: «Музыка начинается там, где кончаются слова» или «Музыка – это язык эмоций». Но далеко не только эмоций! 

Музыка – не всегда искусство выражения, высказывания особого рода. Это еще и искусство созидания – созидания новой реальности. Что хочет выразить ребенок, строя домик из кубиков? Ничего, просто сделать то, чего еще не было, и чтобы это было красиво. Вот и композитор создает и обустраивает целый мир – мир произведения. Если ему это удается сделать по законам красоты – получается шедевр. «Что выражает музыка?» – может, я скажу банальность, но, по-моему, она в любом случае выражает красоту в разных ее ипостасях: красоту звучаний, красоту развертывания музыкальной мысли, красоту пропорций формы, красоту числовых отношений в звуке и т.п. Перефразируя известное выражение, я бы сказала: «Красота – единственная новость, которая всегда нова», – увлеченно говорит Петунина.

Она являлась руководителем, научным консультантом и рецензентом студенческих научных работ не только в родных стенах, но и в РГУ им. С.А. Есенина. Ею написано несколько учебных программ, увидели свет ее работы «Музицирование на уроках сольфеджио» (2012) и «Пьесы и аранжировки для струнных ансамблей» (2014). Лариса Витальевна – один из неизменных редакторов рязанских сборников материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций «Актуальные проблемы современного образования в сфере культуры и искусства». Ее статьи можно прочитать в сборниках международных научных конференций (Московский Дом композиторов, РАМ им. Гнесиных, ТГМПИ им. С. Рахманинова, РМК им. Пироговых), участницей которых она становилась не однажды. 

Среди грамот и благодарностей есть «Почетная грамота Министерства культуры РФ» (2009) и Памятный Знак губернатора Рязанской области «За наивысшие достижения» (2015 г.)

Когда-то я прочитала: «Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем» (Шопен), а потому нельзя не сказать и о получении Ларисой Петуниной Первой премии в I Областном конкурсе «Я – композитор». Талантливый человек талантлив во многом, и тому подтверждение – сочетание научно-практической деятельности с тем созидательным творчеством, которое открывается ее сочинительством. Она – автор вокальных, фортепианных и камерно-инструментальных произведений для детей, аранжировок для инструментальных ансамблей. Ее перу принадлежит и полнометражное музыкальное полотно – детская опера «Петр и Феврония» (1995) – результат творческого сотрудничества с прекрасным музыкантом – О.В. Сорокоумовой – руководителем капеллы мальчиков, из которой впоследствии вырос замечательный коллектив «Любомир».

С 1995 года Лариса Петунина – концертмейстер и аранжировщик ансамбля скрипачей рязанской детской школы искусств № 4 им. Е. Попова. «Аранжировки пишу сейчас уже реже – просто нет времени. Но когда удается, я получаю огромную радость от этой работы. Здесь я могу реализовать все то, что у меня есть – знания гармонии, формы, поэкспериментировать в стилях и научиться чему-то новому. А впервые подвигла меня на этот труд Г.Г. Кудинова – прекрасный педагог, руководитель ансамбля скрипачей ДШИ № 4 им. Е. Попова. Без нее ничего бы не было! В 2014 году был издан мой сборник «Пьесы и аранжировки для струнных ансамблей», и теперь иногда случайно приходится слышать их на Ютубе в самых различных исполнениях. Это радость, ни с чем не сравнимая!», – признается Лариса Витальевна. В этом году были написаны аранжировки для ансамбля скрипачей (Ч. Чаплин и П. Шольц) и детского хора (Дж. Гершвин), попурри для ф-но и камерного оркестра, Гимн I Областного фестиваля «Моя сцена», к юбилею РМК написан Гимн колледжа на слова А. Трофимова.

Много лестных отзывов довелось услышать мне о Ларисе Петуниной в стенах РМК и за его пределами, и особенно приятно, что коллеги не скупились на добрые слова о ней, отмечая ее природный изысканный вкус и чувство стиля, интеллигентность и культуру общения и, конечно же, высочайший профессионализм. Все это берет свое начало в гармоничной атмосфере семьи и детства. Корни Ларисы Витальевны восходят к донскому казачеству, но выросла она в Рязани, где родители остались работать после окончания радиотехнического института. И все шло к тому, что и девочка продолжит инженерную династию, тем более что точные науки ей давались очень легко. Правда, параллельно им всегда звучала в доме музыка, потому что семья была поющей, папа играл на гитаре, а мама и сейчас поет в двух любительских хорах.

Лариса рано начала подбирать по слуху все, что слышала и что хотелось повторить самой. Играла много, а сейчас с удивлением и даже благодарностью вспоминает соседей, которые не только не ограничивали ее в занятиях, но часто и без иронии спрашивали, почему она стала меньше играть, не случилось ли что.  Потом в жизни девочки появилась детская музыкальная школа (ныне – ДШИ № 5) и прекрасные педагоги, о которых сегодня она не может говорить без волнения и трепета: Нина Алексеевна Конова – по фортепиано и Александр Сергеевич Панкратов – по сольфеджио, который и определил будущие профессиональные шаги Ларисы, внушив ей, что она – прирожденный теоретик и что именно в этом направлении ей нужно видеть свою дальнейшую музыкальную дорогу. 

«Он увидел склад моего ума и сразу ориентировал меня в этом направлении, поскольку мне легко давались теоретические дисциплины. В 1978 году я поступила в наше училище на теоретическое отделение в класс к Зое Васильевне Ельцовой. Я попала в совершенно особую атмосферу, появились новые интересные люди. Уровень преподавания был настолько высок, что потом, когда я поступила в легендарную Гнесинку на историко-теоретико-композиторский факультет, у меня совсем не возникало проблем с обучением, такую хорошую базу я получила в стенах родного училища», – говорит Лариса Витальевна. 

С большой благодарностью вспоминает Лариса Витальевна преподавателя по фортепиано Г.Н. Болховитинову, которая открыла юной студентке новый музыкальный мир, дала понимание стиля, научила фразировке, поставила технику: «Именно с тех пор я помню много музыки наизусть, она осталась со мной навсегда. Это мой основной багаж, без которого немыслима работа теоретика. Чтобы иметь право говорить о музыке, ее надо знать. От первой до последней ноты.  Мои слова благодарности преподавателю по анализу музыкальных произведений Л.Г. Князевой, которая открыла мне путь к научному мышлению. Окончила я училище в 1982 году с красным дипломом и поступила в Москву. Именно там я поняла, с каким серьезным багажом приехала из Рязани! Низкий поклон всем моим педагогам, которых я от души поздравляю с приближающимся вековым юбилеем РМК».

В 2018–2019 учебном году Лариса Витальевна работает куратором в ДШИ Спасска и Скопина (Центр искусств для детей, проявивших творческие способности). «В педагогической работе радость – увидеть блеск в глазах ученика, его заинтересованность, неравнодушие к музыке, не говоря уж о результате. К сожалению, сейчас мало студентов, занимающихся только музыкой, многие где-то работают, учатся. Конечно же, качество обучения от этого страдает. Печально, что не все ученики это понимают – настолько занижена их планка. Что поделаешь, все это можно понять, но… Музыка стоит того, чтобы посвятить ей жизнь. И когда находишь в студенте единомышленника – это просто счастье!» – говорит Петунина.

Кто-то сказал, что женщин с чувством юмора еще меньше, чем красивых. И если тело можно сделать, то юмор – никогда. Когда происходит редкое сочетание красоты и юмора, то получается редкая огранка бриллианта. У Ларисы Витальевны и с самоиронией все в порядке:

«В свободное время – семья, внук, кройка и шитье (сказалась любовь к геометрии), дача – цветы и помидоры – это мое! В 40 лет освоила компьютер, в 50 – автомобиль, в 55 – кофейный автомат!»

А еще она пишет замечательные СтишКиксы. Вот, к примеру, некоторые из них:

– Мне это параллельно. Но не в квинту!
– Я даже в «Чижике» гармонию ценю! 
– Рояль мечтал играть без пианиста… 
– Вернись скорее, выйдя из себя. 
– Свет мой, зеркальце… Молчи. 
– И бьет ключом. А лучше б открывала!
– Подумать страшно! Слава богу, нечем. 
– Говорил он, как пел – фальшиво… 
– И даже скромность уж меня не украшает… 
– Он был как овсянка полезен, / И столь же безрадостно сер… 
– Расстроенным рояль опять остался: / Он гения так ждал и не дождался…

За время работы в РМК им. Пироговых Л.В. Петунина выпустила более ста специалистов, девять ее учеников в настоящее время обучаются в лучших консерваториях страны, набирая при поступлении по сто баллов по музыкально-теоретическим дисциплинам. Надеемся на их возвращение в Рязань и продолжение дела, начатого их прекрасным педагогом Ларисой Витальевной Петуниной.
Ольга МИЩЕНКОВА