Рязанские фотографы отметили юбилеи – паспортные и творческие
Как бы ни старались мы замедлить стрелки часов, но приходится признать: воспоминания – это все, что останется нам от прошедшего года, нового и настоящего. С развитием технического прогресса появляются все более продвинутые способы фиксации событий, нашей памяти, впечатлений и размышлений.
Аналоговые средства, цифровые, бобины, пленки, кассеты, слайды, карты памяти, диски всех мастей и размеров!.. Но вот парадокс: чем эффективней инструментарий, чем скуднее тратится человеческий ресурс, тем меньше трепета к результатам. Мегабайты фотофайлов складируются на жестких дисках, гигабайты видеозаписей ждут своего часа… В то время как фотография, отпечатанная и любовно вставленная в рамку, будет ловить взгляд ежеминутно.
Фотография – искусство максимально реалистичное по сути, но способное стать ирреальным в фантазии творца. Так что вряд ли человечество сможет изобрести более совершенный способ ловить воспоминания.
Воспоминания 2016 года – это десятки фотовыставок, прошедших в Рязани на самых разных площадках: Рязанский художественный музей, галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская», Музей истории молодежного движения, библиотеки им. Горького и им. Есенина. Но по традиции в конце года в центре внимания – юбиляры.
Сергей РОМАНОВ, председатель Рязанской организации Союза фотохудожников России, отметил в 2016-м семидесятилетие. На этот год пришлась и еще одна любопытная дата: 55 лет как он живет в Рязани. И поскольку ничего случайного не бывает, именно «Рязанской вертикали» была посвящена его персональная выставка, открывшаяся 19 февраля в вестибюле художественного музея.
«Все исконные русские города – это системы вертикалей церковных колоколен, устремленных в небеса. Видимо, без этого сенсорная жизнь человека неполноценна в принципе. Рязань – сугубо русский город, архитектурным центром-сердцем которого, вне всяких сомнений, является кремль на валу. Если посмотреть на него издалека, так сказать – извне, причем с любого азимута, становится непреложно ясным, что единственная связующая композиционная вертикаль ландшафта – это колокольня Рязанского кремля», – так определяет концепцию выставки Сергей Романов, поэтому не приходится гадать, какая вертикаль стала главным героем его фоторассказа.
Эстафету подхватил Андрей ПАВЛУШИН и приурочил к своему 60-летию целую россыпь проектов.
Сам день рождения 3 апреля автор отметил романтической коллекцией «Не kissни» в холле художественного музея. Позже была презентована новая серия из музыкального цикла «Классика жанра». Кульминацией стал авторский проект «Диалоги», представленный в июне и объединивший три направления искусства: фотографию, акварель и скульптуру.
35-летие творческой деятельности отпраздновал Владимир КОВАНОВ.
Торжественное открытие юбилейной выставки прошло 23 ноября в Музее истории молодежного движения. Экспозиция объединила работы совершенно разных серий: «И звали ее Тайна», «Ступени роста», «Ботанический сад», «Я остаюсь» – еще раз подтвердив многогранность таланта мастера, которому подвластно все: и репортаж, и портрет, и «фотоботаника».
Наконец, под занавес 2016-го к своему 65-летию фотовыставку представил Анатолий ОСИПЕНКОВ.
Многие рязанцы помнят его как директора Дома культуры «Красное Знамя», многочисленные ученики ценят как режиссера народной киностудии «Волна», а горожане постарше помнят как начальника управления культуры и искусства мэрии Рязани. Выставка, которая и сейчас открыта в Музее истории молодежного движения, позволяет оценить Осипенкова и как самобытного фотографа: «Боже, храни страну!» – так скромно назвал автор свою коллекцию...
Вера НОВИКОВА