Пока одни рязанские перевозчики проводят акцию против поборов в системе «Платон», другие советуют им «больше работать, чтобы прокормить Ротенбергов»
В понедельник, 27 марта, началась Всероссийская бессрочная стачка дальнобойщиков. В 50 регионах водители большегрузов отказались от перевозок и выстроили свои многотонники вдоль трасс. Инициаторами стачки выступили Объединение перевозчиков России (ОПР) и Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов, поддержали многие другие ассоциации и объединения водителей.
Толчком к организации акции протеста послужило заявление правительства о повышении платы с 1,5 рубля до 3,06 рубля за километр проезда многотонников по федеральным трассам. Буквально перед началом забастовки председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил о повышении тарифа не в два раза, а всего на 25% от существующего. Эта мера не остановила дальнобойщиков: ранее они выдвинули требования как экономического характера (полная отмена системы «Платон», либо реорганизация под транзитный транспорт с передачей государству), так и политического (отставка правительства и выражение вотума недоверия президенту).
Представители Рязанского отделения ОПР выстроились вдоль трассы по направлению к Москве. Ранним утром 27 марта на месте проведения акции находилось шесть большегрузов, ближе к 10 утра подъехали еще десять многотонников. В первый день стачки протестующих рязанских перевозчиков поддержали порядка 80 человек: люди приезжали на легковых автомобилях со своими плакатами и словами поддержки, даже благодарности. Проезжающие водители поддерживали сигналами.
По словам правозащитника Александра Бехтольда, с первых минут присутствующего на месте стачки, ранним утром сотрудники одного силового ведомства пригрозили эвакуировать машины на штрафстоянки, затем сотрудники другого ведомства пообещали не трогать участников акции, если те не будут нарушать закон, а так и останутся спокойно стоять на обочине.
Участники акции заверили корреспондента «Новой» в том, что не собираются преступать закон, лишь хотят добиться диалога с представителями власти. И по-прежнему выдвигают следующие требования:
1. Полная отмена системы «Платон» или реорганизация под транзитный транспорт с передачей государству;
2. Отмена транспортного налога (для этого есть акциз);
3. Настройка режима труда и отдыха водителей под реалии России;
4. Отставка правительства, объявление недоверия президенту;
5. Наведение порядка в вопросе весового контроля и пересмотр драконовских штрафов с обязательной, реальной их согласованностью с размерами минимального размера минимальной оплаты труда и размером прожиточного минимума;
6. Предоставление перевозчикам полного обоснования расчета размеров акциза на топливо.
Одним из первых, кто решил лично поддержать рязанских водителей большегрузов, стал и кандидат на пост губернатора Рязанской области Герой России Святослав Голубятников (на фото в центре). Он переговорил с каждым водителем, выслушал все претензии, коих оказалось великое множество.
«Мы так и не видим нормальных дорог, хотя нам говорят, что средства от сборов идут именно на дороги», «Тарифы на наши услуги только понижаются, а цены на ДТ только повышаются», «Почему мы должны платить несколько налогов?», «Места для остановки и отдыха перевозчиков так и не обустроены, нам негде по-человечески отдохнуть», – по очереди рассказывали водители.
Святослав Николаевич выразил свое мнение о том, что правда на стороне протестующих, частных предпринимателей, в том числе и перевозчиков, на самом деле «задушили налогами».
На второй день в небольшом лагере перевозчиков побывали лидер рязанских коммунистов Владимир Федоткин и активист той же партии Алексей Захаров, лидер региональных «навальновцев» Роман Бугаков, сторонники политического деятеля Вячеслава Мальцева, сопредседатель Рязанского отделения партии «Парнас» Юрий Богомолов и руководитель Комитета защиты Рязанского кремля Ирина Кусова.
«Группа поддержки» не только привезла новые идеи выражения протеста, но и обеспечила перевозчикам досуг: в одной из фур натянули экран, и прямо на обочине собравшиеся смотрели кино.
...Не все рязанские перевозчики поддержали идею столь явного протеста. Уже на второй день все чаще из раций стали доноситься насмешки коллег, не пожелавших присоединиться к акции. Участвующим в стачке перевозчикам советовали «вспомнить разруху 90-х», посмотреть, «что творится на Украине, вы этого хотите?» и «больше работать, тогда и на себя, и на Ротенбергов заработаете».
Екатерина ВУЛИХ