Рязанские фотографы представили выставку парного портрета
Во всей народной мудрости ничто так не диктует категорическую несовместимость как пословицы про число «два»: «Два медведя в одной берлоге не улягутся», «Два соловья на одной ветке не поют». И, да, конечно, «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». В таких жестких условиях куда интересней исключения («Два сапога – пара», не поспоришь). Они не только подтверждают правило. Но и задают некую провокацию. Что может быть лучшим стимулом, чем совместная идея и здоровая конкуренция?.. «Одна голова хорошо, а две – лучше». Применить бинарное отношение к творчеству решили два известных рязанских фотографа Сергей РОМАНОВ и Андрей КАРЕВ, представив в библиотеке им. Горького фотовыставку парного портрета «Двое».
Отправной точкой послужил снимок Сергея Романова, сделанный в далеких семидесятых на посиделках по случаю вернисажа Евгения Каширина. На фотографии сам Каширин и журналистка Наталья Дьяконова – два героя, два состояния, две эмоции, но объединенные единым событием и одним кадром. Подметив это любопытное наблюдение, Романов, как мастер изящных концепций, привлек к сотворчеству Андрея Карева, и вместе они развили идею до уровня выставки: два автора, две коллекции, два героя на каждой фотографии.
Снимать что-либо специально для выставки не пришлось. И один, и второй в творчестве уже не один десяток лет. Так что богатые архивы позволяют компоновать самые неожиданные подборки: был бы повод. И даже в такой жесткой системе, где заданы только две координаты, на пересечении, как оказалось, можно получить все что угодно. Романтическое притяжение мужчины и женщины – первая ассоциация, которую рождает название «Двое» – естественно, присутствует. Но вопреки ожиданиям, ничуть не в большей мере, чем остальные темы.
Андрей Карев. «С мамой. Прощальное фото»
Взаимоотношения матери и ребенка, отцов и детей. Конфликты и точки соприкосновения поколений. Единство мнений и истина, рождаемая в спорах. Человек и братья наши меньшие. Объятия и резкий отворот головы. Согласие и противоречие. Смех и молчание. Общая радость и трагедия, поделенная на двоих… Тема оказалась многогранной и позволила каждому автору выйти на свой уровень обобщения.
Сергей Романов. «Женя и Наташа»
Линия Сергея Романова оказалась более лиричной. Его часть экспозиции – фотографии 70–80-х гг. XX века. Теплая ностальгия по доброму старому прошлому пронизывает каждый снимок. Его «двое» в едином порыве вырывают друг у друга микрофон из рук. Недоверчиво поднимают брови, сомневаясь в чужих словах. Недовольно хмурятся в классическом «детсадовском» танце «мальчик-девочка». Прячутся в теплых объятьях бабушки и в пушистой кошке, «воротником» обернувшейся вокруг шеи. Переживают радость совместной победы и кусают губы, с волнением следя за соперниками на площадке. И с удивительной нежностью прижимают к груди сыночка, стремясь щитом материнских рук оградить его от жизненных невзгод…
Андрей Карев. «Жизнь удалась»
Андрей Карев – фотограф следующего поколения. Жесткое время рождает более резкий взгляд и динамичные сюжеты. Свой фотовектор Карев направляет от начала жизни к ее финалу, проводя зрителя по всему пути от рождения до смерти. Противопоставляя разные возрасты, и при этом подмечая одни и те же эмоции у разных поколений, фотограф словно говорит нам: вся жизнь – одно мгновение. Еще вчера изящная линия шеи и гладкая кожа пленяла взгляд молодостью и свежестью, но миг – и горькая слеза теряется в глубоких морщинах. Только что беззаботно улыбаешься и на рок-фестивале кутаешься в один свитер на двоих, а вот уже встречаешь старость бок о бок с верным псом на лавочке.
Сергей Романов. «Братец-песик и кисонька сестричка»
Неумолимое течение времени фотограф исследует философски, радуясь счастливым моментам и не отворачивая камеру от горестных.
При всей несхожести Романова и Карева они едины в одном – понимании и верности настоящей фотографии. «Двое» – образец высокого фотографического искусства. А выбранная форма позволила каждому автору показать себя истинным «ловцом мгновений».
Двойной портрет – тема, которая дает возможность работать между жанрами. От портрета здесь есть всматривание и выражение индивидуальности каждого героя. От репортажа – острота момента и неповторимая атмосфера. А все вместе – особый жанр, где двое – это не один плюс один, а нечто новое, не подвластное простой арифметике.
Вера НОВИКОВА