Сергей Романов представил фотореконструкцию есенинских пейзажей
Вступив в эпоху информации, современное искусство стало работать с идеями также плодотворно, как с объектами или материалом. Концепции, теории, тренды, акции, проекты – без этой приправы «вкус» арт-продукта кажется уже не таким интересным. Но на любой кухне, в том числе и творческой, негласно действует давно известный закон: соус может не только украшать блюдо, но и порой скрывать его недостатки. Глубокомысленная концепция не всегда гарантирует такое же содержание. Тем ценней становятся такие события, где и философия, и ее визуальная реализация – одинаково изящны: в галерее библиотеки имени Горького представлена фотовыставка Сергея РОМАНОВА «40 есенинских пейзажей».
Такое вполне себе незамысловатое название заключает на самом деле поразительную в своей простоте идею. Жанр выставки Сергей Романов определяет как «опыт визуальной реконструкции».
Казалось бы, в есенинской тематике пресыщенных рязанцев уже трудно чем-либо удивить. Да и сам автор признается: «Жить в Рязани и не снимать есенинские места – невозможно». Сколько их, альбомов, открыток, календарей, плакатов! Бревенчатая изба, крутой берег Оки, высокое небо и тонкоствольные березки – исхоженные вдоль и поперек константиновские просторы узнаются с полувзгляда.
Романов предлагает своим зрителям новое прочтение темы. И дарит уникальную возможность: посмотреть не на мир Есенина, а увидеть мир его глазами. Пройтись теми маршрутами, где, возможно, бывал великий поэт, и воссоздать на фотобумаге те пейзажи, которые он мог видеть. Фотокамера Романова словно превращается в машину времени. И дело не только во внешних признаках (будто и не было линий электропередач, асфальтовых дорог и ровных лужаек, подстриженных газонокосилками). Каждый кадр (разумеется, черно-белый) несет дух есенинского времени, его дыхание. Внутренняя гармония, уравновешенность, фундаментальность композиции – все это переносит выставку из нашего суетного, беспокойного века на целое столетие назад.
Если уж очерчивать временные рамки, то диапазон данной фотоколлекции Сергей Романов устанавливает так: 70-е года ХХ века до бесконечности. Действительно, тему можно разрабатывать бесконечно долго. А самый ранний снимок, представленный в экспозиции, датируется 1965 годом. На открытии выставки Сергей Михайлович предложил посетителям угадать его среди четырех десятков фотографий. После нескольких попыток прозвучал и правильный ответ: им оказался кадр под названием «Росстани». Любопытна и история его создания: родился он во время велопохода, который примечателен еще и тем, что тогда же был сделан и снимок, который сам автор называет своей первой художественной фотографией. Таким образом, выставкой «40 есенинских пейзажей» Сергей Романов символично отметил 50-летие творческой деятельности.
…Фотографии лаконичны и, вместе с тем (а может быть, именно поэтому), необычайно образны. Как рассказывает сам фотохудожник, реперными точками при создании коллекции стали главные символы-образы поэзии Есенина: дорога, туман, закат, лошадь, береза, снег… Каждая из 40 работ – это 40 есенинских строк, переведенных на графичный язык фотографии. «Полыхают зори, курятся туманы…», «Чахнет старая церквушка, в облака закинув крест…», «Снежная замять дробится и колется…», «Опять часовни на дороге и поминальные кресты», «Неуютная жидкая лунность и тоска бесконечных равнин…». В экспозиции нигде нет прямого цитирования Есенина, фотографии не сопровождаются стихотворениями и не иллюстрируют их. Но ловишь себя на мысли, что поэтические строки всплывают в памяти непроизвольно. И начинаешь понимать, что написать по-другому или выразить эту Россию какими-либо другими словами было просто невозможно. Поразительный эффект, когда золото поэзии подтверждается серебром фотографии.
Вера НОВИКОВА