Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 30 мая 2024 г.
Потерять реальность и найти себя
В год 225-летия Пушкина Рязанский музыкальный театр расскажет историю о благородном разбойнике Дубровском языком мюзикла

 

Один из его персонажей – Грей – в повести Александра Грина открывает нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Иногда для этого надо буквально взять в руки полотнище ткани и выкроить алые паруса, а порой – просто следовать своей мечте. Алексей Никифоров, ведущий солист Рязанского музыкального театра, убежден: «Если музыка находится внутри тебя, то уйти от нее не получится». Разные обстоятельства его жизни пробовали направлять артиста в самые неожиданные стороны. Есть даже диплом престижной IТ-профессии. Но музыка оказалась сильней! И вот теперь этот бархатный баритон рисует рязанскому зрителю образы Александра Невского, Грея, Атоса, Мизгиря и многих других.

7 июня в Рязанском музыкальном театре состоится премьера мюзикла «Дубровский» Кима Брейтбурга, приуроченная к 225-летию А.С. Пушкина. В преддверье события мы встретились с Алексеем Никифоровым, чтобы поговорить о предстоящей работе, его герое Владимире Дубровском и, конечно, о личном творческом пути.


Алексей Никифоров

– Музыка окружала меня с самого детства. Дедушка Николай Викторович Пушкарский, ветеран военной службы, не имея никакого специального образования, хорошо играл на баяне, аккордеоне, фортепиано. Все осваивал по самоучителям. Будучи человеком технического склада, любил сам во всем разбираться. Мама поет и также играет на фортепиано. Так что музыка в доме звучала постоянно. К тому же ребенком я был очень активным и охотно откликался на все новое. Поэтому и в музыкальную школу пошел с энтузиазмом. Было это в пять лет. Учился на фортепиано, однако в какой-то момент, по мере вступления в подростковый возраст, случился кризис. Пришло ощущение, что это «не мое». Но уйти от музыки не получилось. Произошла целая череда событий, которая привела меня обратно. Переломным стал 2005 год, когда я потерял сразу двух близких людей: отца и бабушку. Это словно подтолкнуло к поискам себя настоящего. Я устраиваюсь петь в церковный хор, пытаюсь как-то продвигаться, меня замечают мои педагоги и предлагают заняться вокалом. Однако все мы помним начало двухтысячных: времена тяжелые, профессия музыканта воспринимается как нечто несерьезное. И я поступаю на «серьезную» специальность – программиста – в Белгородский государственный технологический университет. При этом параллельно учусь в Ставропольском краевом музыкальном колледже имени В.И. Сафонова. И музыка перетянула! Вообще весь мой опыт совершенно точно уверил меня в одном: работать нужно там, где находится твоя душа. Своим делом надо гореть! На работу надо бежать! Если такого желания нет, то что-то в твоей жизни не так.

– После колледжа образование продолжили в Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова. Поступили сразу?

– Да, меня поддержал декан Виталий Семенович Ходош, и мой педагог Татьяна Владиславовна Шорлуян также проявляла участие. Александр Владимирович Гончаров, возглавлявший оперную студию, часто привлекал к постановкам дипломных спектаклей старших курсов. Параллельно я работал в Ростовском государственном музыкальном театре артистом хора. Так что уже за время обучения накопился хороший сценический опыт, что оказалось очень ценным в дальнейшей карьере.

– Из Ростова – в Рязань. Как сложился такой жизненный маршрут?

– Люблю места, где меня ждут. Можно, конечно, идти на преодоление и пытаться что-то доказывать, но мне по душе первый вариант. Поэтому я очень благодарен художественному руководителю Рязанского музыкального театра Марине Вячеславовне Чернышовой, которая откликнулась на мое резюме лично. И пригласила меня с таким теплом и радушием, что я поехал на прослушивание без колебаний. Надо сказать, я четко понимал, что хочу быть именно сольным исполнителем. Понятно, что можно было спокойно работать где-нибудь в Москве на должности артист хора или ансамбля, но мне это было неинтересно.


Алексей Никифоров в роли Атоса из «Трех мушкетеров». Фото: romust.ru

– Рязанский музыкальный театр оправдал ожидания?

– В полной мере! Здесь я получил все, к чему стремился: отличный коллектив, доверие начальства, зрительское признание, интересный и, главное, разнообразный репертуар. Мюзикл для меня сегодня – это король жанров. XXI век требует от артиста универсальности. Одного лишь хорошего вокала недостаточно. И именно мюзикл максимально раскрывает все таланты исполнителя: вокальный, драматический, пластический, хореографический. Также для меня очень ценно, что в рязанском театре есть возможность работать с разными постановочными группами. Постоянно идет привлечение новых лиц, и это не дает труппе «застаиваться». Ты видишь свежие идеи, впитываешь их и перестраиваешься сам. Работа в замкнутом пространстве рано или поздно превращается в болото. А театр должен быть рекой. Даже горным ручьем! Свежим, бодрящим. Мы должны удивлять зрителя, а для этого надо удивляться самим.


В роли Грея в «Алых парусах». Фото: romust.ru

– Музыканты часто говорят, что свой голос можно «искать» всю жизнь. Как вы это ощущаете?

– Есть такая шутка у вокалистов, что мы всегда болеем, а голос открывается на пару дней и то в отпуске. Да, мы всегда в поиске. Причем не исключительно именно голоса. Например, параллельно я занимаюсь преподаванием. И ученики могут поставить такие задачи, о которых ты сам никогда даже не помыслишь. Скажем, хочу петь, как The Weeknd. Приходится проникать в разные жанры, слушать, искать. Ученика нельзя подвести.

– Сейчас идет активный репетиционный процесс нового мюзикла «Дубровский». Какие первые впечатления?

– Это необычайно сильная постановка в плане эмоциональной отдачи и физических затрат. Режиссер Николай Андросов требует работы на пределе возможностей! Усилия всего театра сконцентрированы и направлены на единую цель: вдохновить зрителя, дать мощный энергетический посыл. И, соответственно, мы ожидаем получить в ответ такой же положительный импульс. Особенность этой работы еще и в том, что мюзикл уже был поставлен во многих городах, и, как говорит Николай Николаевич, все уже давно решено. Рецепт успеха известен. От нас требуется лишь точное исполнение. Это вовсе не означает, что мы отказываемся от нашей индивидуальности. Просто есть четко сформулированные задачи, что лично мне импонирует. Каждый должен делать свою работу. Режиссер – ставить задачи, артист – достоверно и с полной отдачей их выполнять. Чем еще этот мюзикл нравится лично мне? Очень крепкие эстрадные номера, написанные Кимом Брейтбургом. В них приятно находиться, в них максимально глубоко проживается образ.

– Каким вам представляется ваш герой – Владимир Дубровский?

– Роман Пушкина – это весьма драматическое произведение. Мы видим, как главный герой попадает во власть злого рока и оказывается в обстоятельствах ему не свойственных. По своей натуре Дубровский добрый, возвышенный человек. Он жаждет любви, справедливости, хочет вести нормальную жизнь достойного русского дворянина. Но череда событий приводит к тому, что ему приходится быть абсолютно иным. Месть поглощает его целиком! И лишь встреча с Машей, как с ангелом-хранителем, позволяет Дубровскому вновь перейти на светлую сторону. Замечу, что сюжет мюзикла несколько отличается от первоисточника. Не хотелось бы раскрывать всех тонкостей, но, уверен, зритель не будет разочарован.

– Какие роли из вашего нынешнего репертуара можно особенно выделить?

– Люблю все, но отдельно хочется отметить Атоса из «Трех мушкетеров» и Грея из мюзикла «Алые паруса». Больше привлекают персонажи, при погружении в которых теряется реальность. Это может происходить по-разному, иногда помогает музыка. В этом плане хочется вспомнить символ-оперу «Александр Невский» композитора Вячеслава Лопухова. Дирижер-постановщик Сергей Проскурин создал монументальное музыкальное полотно, позволяющее сквозь призму времени оценить день сегодняшний. Я играю в этой постановке роль Александра Невского. Войти в образ реального исторического деятеля, причем такой величины, – это серьезное испытание.

– Как же потом возвращаться в нашу реальность?

– Возвращаться, конечно, приходится, и здесь нет ничего особенного. Но постепенно начинаешь осознавать, что жизнь и работа взаимопроникают. Личный опыт проявляется в том, что делаешь на сцене. И, наоборот, каждый персонаж оставляет свой след в душе. Самоустраниться не получится.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О любви говоРим-Рим-Рим

 

Наши страницы в соцсетях
Вера Новикова